Найти в Дзене
Афиша

6 жутко захватывающих фильмов и сериалов про детективные расследования

Оглавление

«Афиша» вспоминает важные и этапные фильмы про серийных убийц в мировом кинематографе.

Американский психопат

Мэри Харрон, 2000

Патрик Бейтман — яппи, который родился в богатой семье, работает на Уолл-стрит и любит музыку. А еще он расист, сексист и гомофоб: типичный белый обеспеченный американец 1980-х. Казалось бы, у него есть все. Но между косметическими масками, спортзалом и кокаином Бейтман завидует тем, кого считает успешнее себя. Это превращает его в жестокого маньяка, готового убить человека за более стильную визитку. Но вскоре у этого американского Родиона Раскольникова появляется свой личный Порфирий Петрович — детектив Кимболл, который распутывает убийство коллеги Бейтмана.

Мэри Харрон перехватила экранизацию одноименного романа Брета Истона Эллиса у самого Оливера Стоуна — и сделала из нее своеобразный парафраз не только «Преступления и наказания», но и «Бойцовского клуба». Как и герой Эдварда Нортона, Бейтман тоже двуличен — только он не клерк, а преуспевающий яппи. И вместо аутоагрессии тут фигурируют самовлюбленность и жестокость. Но оба фильма критикуют общество потребления, от давления которого может слететь с катушек и обыватель, и «золотой мальчик».

Семь

Дэвид Финчер, 1995

Два детектива расследуют серию жестоких убийств в Лос-Анджелесе. Умудренный жизнью Уилльям Сомерсет сдерживает пыл молодого напарника Дэвида Миллса, которого недавно перевели из Нью-Йорка. Поначалу они ожидаемо не могут найти общий язык, но по мере расследования становятся ближе — во многом благодаря стараниям жены Миллса. К тому же в бесчеловечной игре изобретательного маньяка Джона Доу, убивающего людей согласно своду библейских смертных грехов, офицерам уготована своя роль.

Дэвид Финчер — новый Хичкок, а его фильм задает новую планку нуара. По мере развития сюжета детективы в мрачных локациях большого города, в котором всегда идет дождь, спускаются все глубже в ад. На самом дне выяснится, что настоящий ад скрыт внутри нас самих. Сомерсет уже знает эту истину — а вот Миллсу только предстоит ее осознать. Последние минуты фильма с участием таинственной коробки можно смело отнести к самым жутким и саспенсным в истории кино. Посоветовать в этой ситуации можно только одно: не теряйте, пожалуйста, голову!

-2

Зодиак

Дэвид Финчер, 2007

Летом 1969 года, когда члены «Семьи» Чарлза Мэнсона убили жену режиссера Романа Полански Шэрон Тейт, в Америке появился еще один маньяк, который попросил называть его Зодиак. По следу серийного убийцы шли детектив Дэвид Тоски и газетный репортер Пол Эйвери, но больше всего в его поисках преуспел бойскаут-карикатурист Роберт Грейсмит.

Про Зодиака, которого официально так и не нашли (хотя Дэвид Финчер все-таки вешает убийства на Артура Ли Аллена), было снято несколько фильмов. Первый вышел в 1971 году, но поскольку маньяк там откровенно насмехался над зрителями, а картина паразитировала на страхах современников, следом, чтобы снять напряжение, был показан «Грязный Гарри» с Клинтом Иствудом, который наказывал преступника (правда, в фильме его звали Скорпион). «Грязного Гарри» покажут и у Финчера, но только чтобы отдать дань эпохе. Режиссер «Бойцовского клуба» и «Семи» педантично реконструирует 1970-е, но не для того, чтобы, как в каком-нибудь второсортном триллере, показать, как полицейские ищут маньяка, а чтобы рассказать о том, как убийца соткался из смутного беспокойства, разлитого в воздухе. В свое время картина Финчера произвела фурор, и надо заметить, что спустя двенадцать лет она смотрится все так же бодро, а на фоне киновселенной «Марвел» — еще и символично, ведь, в сущности, это история о том, что даже Халк и Железный человек не смогли справиться с Таносом 1970-х — Зодиаком.

-3

Охотник за разумом

Дэвид Финчер, 2017-... (2 сезона)

Дэвиду Финчеру оказалось недостаточно «Семи» и «Зодиака», и он, объединившись с британским драматургом Джо Пинхаллом, решил экранизировать мемуары Джона Эдварда Дугласа — спецагента ФБР, который послужил прототипом не только для главного героя «Охотника за разумом», но и для Джека Кроуфорда из «Молчания ягнят». Напомним, что этот фэбээровец известен тем, что во время длительных бесед с серийными убийцами изучал их мышление — а потом на основе этих материалов написал книгу в соавторстве с писателем Марком Олшейкером.

В сериале роль Дугласа исполняет молодой, амбициозный и увлекающийся фэбээровец Холден Форд, который вместе с напарником Биллом Тенчем — в реальности Робертом Ресслером — открывает бихевиористский (иначе говоря, поведенческий) отдел, чтобы поглубже залезть в души маньяков. На протяжении первого сезона они будут интервьюировать Эдмунда Кемпера, Монте Риссела, Джерри Брудоса и Ричарда Спека. Причем чем дальше, тем больше Холден будет входить во вкус. Разумеется, для усиления драматического эффекта Грофф играет полную противоположность Дугласа — бойскаута-исследователя, почуявшего след (и возомнившего себя Шерлоком), а затем жестоко спущенного с небес на землю: надо ли говорить, что первый сезон закончится панической атакой, которая поставит Холдена на место?

Другой, не менее интересный персонаж — это психолог Уэнди Карр. У нее тоже есть прототип — доктор Энн Уолберт Берджесс. Однако Торв тоже играет ее противоположность: лесбиянку, которая боится совершить каминг-аут. Но этот страх имеет не только социальный, но и драматургический аспект. В сериале есть сцена, когда героиня Торв спускается в подвал к стиральным машинкам — и слышит мяуканье кошки, которая боится выйти из своего укрытия. Торв, чувствуя в ней родственную душу, начинает ее кормить, но это не заканчивается ничем хорошим. На том месте, где была кошка, появляются опарыши — и это, кажется, центральная метафора всего сериала, рассказывающего про кормление внутренних демонов. Чем больше их кормишь, тем большая на этом месте образуется гниль.

-4

Дом, который построил Джек

Ларс фон Триер, 2018

Несмотря на наличие в картине Вергилия, новый фильм Ларса фон Триера — не божественная, а адская комедия; кровавый сеанс саморазоблачения. Вердж проводит маньяка Джека по всем кругам ада, а тот рассказывает про пять инцидентов из своей убийственной практики. Как легко догадаться, Джек — это сам фон Триер, маньяк от искусства, который в этой ленте решил высказаться по всем наболевшим темам и свести счеты с кинокритиками. Собственно, в роли кинокритика тут выступает Вергилий, который настаивает на том, что Джек не художник, а всего лишь ремесленник. Разумеется, Джек убежден в обратном. «Я — художник! Я — художник!» — вопит герой устами фон Триера. И это очень смешно.

Режиссер проходится по всем своим фобиям и девиациям. Издевается над собственным перфекционизмом (у Джека он проявляется в обсессивно-компульсивном расстройстве) и обвинениях в мизогинии (жертвами маньяка в основном становятся женщины). Такое подтрунивание над самим собой немного похоже на студенческий театральный капустник, но в итоге этот опыт становится очистительным — как для зрителя, так и для режиссера. Это мало похожего на раннего Триера, это очень уютное, семейное кино. Идеальный фильм-завещание, в котором режиссер в ироничном ключе говорит о том, что если хочешь создать гезамткунстверк (то есть абсолютное произведение искусства), придется зайти в дверь, которая ведет прямо в ад.

-5

Красивый, плохой, злой

Джо Берлингер, 2019

Свежий триллер про маньяка Теда Банди, которого неожиданно, но очень убедительно сыграл красавчик Зак Эфрон, открывший в себе демоническую сторону. Картина сосредоточена на взаимоотношениях Банди с его пассией Лиз, которая и не могла предположить, что очаровашка, который был так мил с ней и с ее дочерью, окажется настоящим монстром. Впрочем, чтобы создать подобие интриги и поставить современных зрителей на место зрителей 1970–1980-х годов, фильм дает усомниться в том, что Банди — чудовище. Герой Эфрона убедительно отстаивает свою невиновность, нам не показывают ни одно из совершенных Банди убийств, а, наоборот, представляют его как жертву системы, которая вынуждена была совершить грандиозный побег из-под стражи под песню «Letter».

Но тех, кто до этого на Netlix смотрел мощнейший четырехсерийный документальный сериал «Беседы с убийцей: Записи Теда Банди», — не проведешь. Мы знаем, что на самом деле стоит за этой обаятельной улыбкой. Кстати, доксериал про Банди поставил режиссер «Красивого, плохого, злого» Джо Берлингер, который давно в материале и нагнетает саспенс хоть и неспешно, но уверенно — вплоть до эффектного финала с применением ножовки.

-6
Читайте больше интересных и полезных статей на канале "Афиши". Жмите сюда, чтобы подписаться.