Ступица переднего колеса — наиболее важный элемент подвески, от которого зависит управляемость и тормозной путь автомобиля, а следовательно безопасность и комфорт. Если ступичный подшипник выйдет из строя и заклинит, машина резко изменит курс, что спровоцирует ДТП. При поломке деталей колесо может попросту отвалиться.
Назначение
Ступица переднего колеса выполняет три важнейшие функции:
- Обеспечение подвижного и надежного соединения полуоси с колесным диском.
- Удержание тормозного диска или барабана для обеспечения эффективного торможение автомобиля.
- Передача вращающего момента от ШРУСа (шарнира равных угловых скоростей) к ведущему колесу (актуально для полноприводных и переднеприводных машин). Для этого на внутренней поверхности ступицы нанесены шлицы, которые входит полуось.
В современных автомобилях, напичканных электроникой, в ступицах установлены датчики, обеспечивающие работу антипробуксовочной, антиблокировочной систем и других ассистентов безопасного вождения, которым необходим контроль за вращением колес и поведением автомобиля на дороге.
Устройство
Технически, ступица переднего колеса устроена довольно просто.
Она состоит из четырех основных деталей:
- Тело ступицы. Это круглая монолитная деталь, прошедшая токарную обработку. Она сделана из твердого высокопрочного сплава, способного выдержать высокую динамическую и статическую нагрузку.
- Шпильки колес служат для крепления колесного диска. зачастую вместо них имеются резьбовые отверстия для болтов крепления.
- Подшипники, которые надеты на осевой вал и обеспечивают вращение ступицы.
- Датчики движения, подключенные к бортовому компьютеру или блоку управления тормозной системой (опционально).
Самая ненадежная деталь, которая подвержена износу и поломке — подшипник ступицы. Это единственная подвижная деталь, износостойкость которой обеспечивается за счет высокого качества материала и смазки. Благодаря этому в штатном режиме эксплуатации он может прослужить более 1000 тысяч километров пробега, при нормальных условиях эксплуатации. Однако, с учетом состояния наших дорог, этот срок эксплуатации может резко сократиться.
Это происходит по следующим причинам:
Удары из-за попадания колеса в ямы на высокой скорости. Возникающие при этом динамические нагрузки в первую очередь воздействуют на подшипники и лишь после них на остальные детали подвески.
Потеря или загрязнение смазки. При повреждении пыльников смазка из внутренней части подшипника вымывается, а деталь забивается грязью и требует срочной замены.
Неправильная затяжка при замене или обслуживании. Чрезмерно затянутый подшипник перегревается и разрушается. Слабый момент затяжки вызывает люфт и интенсивный износ детали.
Ошибки при запрессовке подшипника во время замены. Перекосы и повреждения сильно снижают срок службы детали. Поэтому доверять замену нужно лишь опытным слесарям с хорошей репутацией.
Поломка (деформация) самой ступицы может произойти лишь в результате сильных ударов о края дорожных ям или ДТП.
Чтобы продлить жизнь узла, нужно следить за состоянием пыльников и аккуратно водить машину, объезжая ямы и притормаживая перед ними.
Признаки неисправности ступицы переднего колеса
Главный признак проблем со ступичным подшипником — появление характерного хруста или гула во время движения. При большом люфте картина может дополниться стуком при повороте рулевого колеса.
Износ ступичного подшипника или деформация тела ступицы приводит к появлению вибрации, которая отдается в руль или кузов машины.
Подклинивание одного из подшипников приводит к уводу автомобиля с траектории. В этом случае нужно немедленно менять деталь, чтобы избежать серьезной аварии. Подклинивание и чрезмерную затяжку можно определить по сильному нагреву колеса.
Еще один возможный, но косвенный, признак проблемы — неравномерный или интенсивный износ резины.
Убедиться в исправности подшипника, можно самостоятельно или записаться на диагностику.
Для самостоятельной проверки алгоритм такой:
- Поставить машину на «ручник»;
- Поддомкратить переднее колесо и покачать в вертикальной плоскости;
- Покрутить и покачать колесо руками.
При наличии люфта, стука или шума необходимо менять ступичный подшипник.
Обратите внимание на природу люфта или стука. Если они исчезают при нажатом тормозе — причина в подшипнике, если нет — в шаровых опорах или рулевых тягах.
Замена передней ступицы, в сборе с подшипником, на примере Volkswagen Passat B7
В нашем техцентре проходит акция на замену ступицы или подшипника.
В акцию входит оригинальный подшипник или ступица + работа по установке. Проводится бесплатная диагностика подвески и рулевого управления.
Записаться можно в пару кликов.
Можно попробовать самостоятельно отрегулировать подшипник ступицы нужно выполнить такие действия:
- Поддомкратить колесо;
- Открутить болты крепления и снять колесо;
- Снять защитный колпак узла подшипника, используя зубило с молотком;
- Поставить колесо на место, закрепив его двумя болтами;
Выпрямить буртик ступичной гайки и открутить ее торцевым ключом (обычно на 27); - Заменить гайку новой и затянуть с усилием 20 Н*м (более точную цифру можно узнать в инструкции по ремонту конкретной модели авто);
- Ослабить затяжку гайки до 0,7 Н*м, затем еще отпустить, повернув на 25 градусов;
- Проверить люфт ступицы, покачав колесо (она не должна быть жестко Зажата или сильно болтаться);
- Зубилом загнуть буртик гайки в паз, зафиксировав ее;
- Снять колесо;
- Установить защитный колпак;
- Поставить колесо и опустить домкрат.
Если регулировка не помогает, придется менять подшипник. Это требует специальных навыков и приспособлений, поэтому лучше воспользоваться услугами сервисного центра.
Мы работаем дистанционно. Заберем автомобиль, где Вам удобно, заменим ступицу или подшипник, и привезем машину обратно :)