Бразилия вырывается в лидеры по числу зараженных коронавирусом. Почему там не вводят карантин?
О высокой заболеваемости говорит резко выросшая в Бразилии смертность. По словам мэра города Манаус (столица штата Амазонас) Артура Вирджилио Нету, в конце апреля — начале мая в населенном пункте хоронили примерно в пять раз больше людей, чем обычно.
Кроме того, в штате Амазонас в 2-2,5 раза выросла смертность на дому, а в целом по Бразилии этот показатель подскочил на 20 процентов. Это связано с тем, что многие заболевшие даже не пытаются обращаться в заполненные больницы за помощью.
Кладбища города Манаус, в котором живут 2,2 миллиона человек, оказались не слишком готовы к наплыву трупов. В результате умерших пришлось класть в общие могилы: в срочном порядке рылись траншеи, а гробы в них помещали не просто рядом, но и один на другой. Часть семей при таком раскладе предпочла кремировать умерших.
Выросло число погребений и на самом большом в Латинской Америке кладбище в районе Вила-Формоза в Сан-Паулу. Там уже в начале апреля зафиксировали 30-процентный прирост числа похорон.
В целом подобная проблема наблюдается по всей стране, и дело не только в распространении самого коронавируса. Очень много бразильцев в принципе живет вдали от больниц в изолированных сельских районах, а COVID-19 сейчас активно проникает именно в небольшие населенные пункты.
Серьезную проблему представляют и трущобы, которые называют фавелами. В них проживает, по разным оценкам, 11-13 миллионов человек из 211 миллионов. У жителей фавел проблемы с доступом к чистой воде, а в комнате обычно находится не менее трех человек. В таких условиях соблюдать рекомендации по гигиене и социальной дистанции просто невозможно. При этом людям, которые остались без работы из-за ограничений, приходится надеяться лишь на помощь негосударственных организаций.
Проблемы касаются и коренного населения страны — индейцев. Первый случай заболевания в одном из бразильских племен выявили в апреле. Тогда отмечалось, что индейцы могут вообще вымереть из-за коронавируса, поскольку уязвимы к завезенным в общины извне болезням. К середине мая число затронутых болезнью племен достигло 38. В одном из них от COVID-19 умер вождь.
При этом власти по меньшей мере игнорируют вторжения работников нелегальных шахт и лесорубок на индейские территории, что лишь способствует распространению вируса. 3 мая группа ученых и знаменитостей даже написала открытое письмо, в котором назвала происходящее геноцидом коренного населения.
Действия Болсонару устраивают далеко не всех. Бывший бразильский президент Луис Инасиу Лула да Силва обвинил главу государства в доведении страны до хаоса. По его словам, нынешняя администрация превращает во врага любого, кто беспокоится из-за коронавируса, и нужно молиться, чтобы народ избежал геноцида, к которому его ведет действующий президент.
Противники политики Болсонару устраивают массовые акции: стучат в кастрюли и сковородки из окон квартир во время его выступлений. А в Рио-де-Жанейро появилось граффити, на котором президент изображен с защитной маской поверх глаз, на которой написано «трус».
С ухудшением ситуации под сомнение решения главы государства начинают ставить и парламентарии. Основными же противниками Болсонару стали именно мэры и губернаторы: они настойчиво просят жителей не обращать внимания на слова президента, придерживаться ограничений и просто сидеть дома.
По словам Домингоса Алвеса, подобные политические качели приводят лишь к большей неопределенности среди населения. «Ограничения у нас действуют уже два месяца. Люди начинают сомневаться. В то же время меньше половины бразильцев подчиняются указаниям по карантину», — заявил ученый.
Действия Дориа поддерживает и мэр города Сан-Паулу Бруно Ковас. На фоне намечающейся нехватки мест в больницах они обсуждают введение жесткого карантина для сдерживания инфекции, поскольку именно губернатору подчиняется полиция в регионе.
Ковас призывает граждан сидеть дома. По его словам, город должен еще больше сбавить темп, а противники карантина делают лишь хуже. «Трудно поверить, что кто-то предпочитает играть в русскую рулетку жизнями людей. Подобное безразличие к другим перед лицом смерти неподобающе», — заявил мэр.
Карантин был объявлен в штате Сан-Паулу в марте. Однако жесткие меры не принимались, на улицах было много людей, сохранялись пробки. Частично это было связано с отменой ограничений на пользование личным транспортом в столице Сан-Паулу ради соблюдения социальной дистанции. В мае власти решили заставить людей сидеть дома и не распространять вирус. В итоге на улицы разрешили выезжать только половине автомобилей: с четным числом на номерных знаках по четным датам, с нечетными — по нечетным.
Эксперты ожидают, что эпидемия лишь нарастит обороты в ближайшее время. По данным исследователей из Имперского колледжа Лондона, в Бразилии один из самых высоких показателей заражения из 48 изученных стран: инфекция от одного человека передается примерно трем другим. При этом коронавирус уже добрался до маленьких городов, где нет необходимого количества коек в реанимациях и аппаратов для искусственной вентиляции легких. В итоге система здравоохранения страны вскоре может не выдержать нагрузки.
Впрочем, уже сейчас больницы практически заполнены, а их сотрудники жалуются на нехватку необходимых лекарств. Мэр города Сан-Паулу Бруно Ковас заявил, что здравоохранение работает на пределе возможностей, а больницы заполнены на 90 процентов. По его прогнозу, при нынешних темпах заболеваемости мест перестанет хватать максимум через две недели.
Кроме того, проблемы у медработников и с получением защитной экипировки: некоторым приходится покупать маски и костюмы самостоятельно. Из-за этого некоторые из них уже заразились и умерли. Среди них оказалась и 56-летняя мать Тайны дос Сантос, работавшая младшей медсестрой в городе Манаус. «Она полностью отдавалась работе до самой кончины», — рассказала женщина.
По прогнозу Минздрава, ситуация с коронавирусом в Бразилии может стабилизироваться к июлю, а уменьшение числа заболевших произойдет в сентябре. При этом уже сейчас правительство ожидает, что экономика по итогу 2020 года сократится на 4,7 процента, что станет худшим годовым падением с 1900-го. Что будет на самом деле, точно сказать не может никто: уж больно сильно влияние на ситуацию нынешней политической войны.
Впрочем, если масштабы эпидемии в действительности в 15 раз больше, то президенту все-таки придется согласиться с властями на местах и изменить свой курс. Пока же он считает, что экономический хаос от локдауна гораздо опаснее и принесет больше смертей, чем какой-то «легкий грипп». «Люди будут умирать. К сожалению, несмотря ни на что — с локдауном и без него, — мы будем терять жизни», — считает Болсонару.