Старый Оскол и Усть-Илимск. Что общего у этих городов, кроме двойного названия? Правильно - скоростной транспорт. А еще прекрасные виды, советское прошлое и изначальное предназначение!
Статьи про волгоградский и санкт-петербуржский скоростные трамваи можно прочесть по ссылкам ниже
Старый Оскол
Старооскольский трамвай - это одна из последних трамвайных систем, созданных в СССР и России. Изначально система предназначалась для проезда сотрудников от комбината до города, поэтому линия не имеет сильных разветвлений по районам города.
Из явных плюсов - приподнятые платформы, упрощающие посадку пассажиров в вагон.
Поскольку пути идут далеко за жилые районы, то трамвай можно назвать городской электричкой, а жители и гости города могут любоваться пейзажами за окнами.
Из минусов - частые остановки и множественные пересечения с дорогами практически лишают трамвая статуса "скоростной".
В пригороде наоборот - остановки расположены очень далеко друг от друга, а другой общественный транспорт города туда не заведен. В итоге жителям приходится идти 1-2 км пешком, что хорошо для оздоровительной прогулки и плохо, если "оздоравливаться" на постоянной основе приходится бабушкам и дедушкам.
К сожалению, к минусам также можно отнести и состояние трамвайной сети. Город последние года не спешит вкладывать деньги в реконструкцию линий, а подвижной состав представлен в основном трамваями прошлых поколений.
Интересный факт: трамвайные пути проходят в 4-5 км от центра города на другом берегу реки Оскол.
Усть-Илимск
Таежный трамвай был признан лучшим трамваем в России в 2001 году. К сожалению, за последующие 19 лет он ни разу не повторил свое звание . Трамвайной сети необходима реконструкция, а парку - новые современные составы.
Как и в Старом Осколе, трамвайную линию изначально строили чтобы соединить город и предприятие, поэтому большинство пассажиров - рабочие лесопромышленного комбината, летом к ним присоединяются дачники. Для рабочих внедрены специальные проездные билеты, проезд по ним бесплатный (расходы оплачивает предприятие).
Самое главное в Усть-Илимске - виды! Трамвайный путь через тайгу покоряет сердца многих путешественников и романтиков. Администрация города уверяет, что поскольку туристов год от года становится все больше, маршрут продолжит свою работу, а город в ближайшее время закупит новые вагоны.
Вагоновожатые рассказывают, что часто видят лис, белок и даже медведей, ведь тайга - это огромный природный заповедник, дом для многих животных и растений. Было бы здорово, если бы власти пускали туристические трамваи. Аналогичная система придумана в Лиссабоне: трамваи желтого цвета - пассажирские, красного - для экскурсий.
На Куршской Косе нет трамвайной линии, но там регулярно ходят туристические автобусы. Экскурсовод рассказывает интересные факты о флоре и фауне, о особенностях этого места, а лесные обитатели часто выбегают поприветствовать любопытных городских жителей. Если вы думаете, что в тайге нечем заняться, а вот на Косе масса увлечений, то смею вас заверить - это не так. Коса - охраняемый памятник. Шаг влево, шаг вправо - штраф 5000 руб. Однако туристы едут туда каждый год и их становится только больше. Надеюсь, власти Усть-Илимска поймут каким достоинством обладает их город и приложат усилия для привлечения еще большего потока туристов, а значит и денег в казну.
Интересный факт: трамвай занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый северный трамвайный маршрут в мире*.
* по информации "1 канала" и по информации с сайта "Народная энциклопедия Усть-Илимска". На сегодняшний день самым северный трамвайный путь пролегает в норвежском городе Тронхейм