Как стало известно в середине восьмидесятых, в СССР секса не было. А уж о том, что интимные отношения могут существовать между подростками и вовсе нельзя было заикнуться. Поэтому когда режиссёр Павел Любимов надумал снимать ленту «Школьный вальс» про любовь десятиклассников, киночиновники возмутились.
На студии имени Горького, которая как раз и занималась созданием детских и юношеских фильмов, сценарий драматурга Анны Родионовой раскритиковали. А вот Павел Любимов горой встал за эту историю. Он вообще был режиссёром-реалистом и показывал в кино жизнь без прикрас.
Тема, скажем так, «неуместной» беременности уже прозвучала в его картине «Женщины» (1966), но там внебрачный малыш появился всё-таки у женщины за 20.
Но и подростковая беременность в сценарии Родионовой его не испугала. Вместе с Анной Любимов буквально торговался за возможность снять ленту. Руководство студии сначала настаивало, чтобы герои были студентами, а не школьниками, потом умерили притязания и просили, чтобы героиня забеременела после последнего звонка. Но в конце концов нашли более-менее сносный компромисс:
десятиклассница нарушила все этические нормы как раз в ночь перед последним звонком.
Помните, как на праздник она приходит в чёрном фартуке, в отличие от одноклассниц в белоснежных фартуках. Это как раз было ярким символом: девушка уже перестала быть девушкой.
После затяжного и непростого утверждения сценария отбор актёров был на удивление быстрым. Главную роль отдали Елене Цыплаковой, которая, конечно, школьницей уже не была. У Елены уже был актёрский опыт, на её счету было несколько картин, а дорогу в кино ей открыла сама Динара Асанова, в фильме «Не болит голова у дятла» которой Цыплакова и дебютировала.
Безответственным соблазнителем стал однокурсник Елены по ГИТИСу Сергей Насибов. Ему на площадке было сложнее: в кино он до того не снимался, поэтому учился всему на ходу. Временами из-за неопытности
Сергей доводил Любимова, который славился вспыльчивостью, до белого каления, но в итоге они научились договариваться.
Мало того, уже после выхода фильма зрители восхищались гармоничностью экранной пары Елена и Сергея, и никто даже не подозревал, как дались съёмки начинающему актёру, дебютировавшему в сомнительном образе. Кстати, массовку,
экранных школьников, образовали другие однокурсники Цыплаковой и Насибова, и, возможно, такое свойское окружение облегчало работу работу и главным исполнителям.
Соперницу героини Елена Цыплаковой сыграла Евгения Симонова. Несмотря на молодость, Евгения была звездой первой величины - её обожали за трогательную Машу из драмы «В бой идут одни „старики“» (1973). Евгения была старше коллег, уже успела выйти замуж и родить дочь. Но благодаря очаровательной внешности и хрупкости на экране смотрелась такой же десятиклассницей, как и другие актёры.
Первый показ «Школьного вальса» прошёл на съезде педагогов. И им
история категорически не понравилась недозволенной откровенностью и даже некоторой развратностью.
Как и многие другие картины на темы спорные и неоднозначные, фильм мог бы отправиться на полку, но режиссёр Павел Любимов и сценарист Анна Родионова взялись его продвигать. Любимов ездил по стране. показывая ленту в небольших кинотеатрах, а Родионова и вовсе отважилась написать письмо всесильному Михаилу Суслову. И, как ни удивительно, это сработало: картину в прокат выпустили. Правда, категорию присвоили самую низкую, в крупных центральных кинотеатрах не демонстрировали, особой рекламы не давали. Но даже в таких условиях «Школьный вальс» сумел стать одним из лидеров проката и завоевать признание.
Единственное, что немного расстроило аудиторию (а меня это расстраивает до сих пор) - открытый финал, из которого так и непонятно, будут ли герои вместе. На этом окончании настояла Анна Родионова, решившая, что именно неопределённость будет самым жизненным решением в этой ситуации. Уже в новом веке она и Сергей Насибов подумывали снять продолжение, но оно не состоялось. И, думается, это правильно.
А вы считаете «Школьный вальс» провокацией и морально разлагающей картиной?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296