Найти тему

5 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ

Оглавление

На самом деле, совершенно не обязательно хотеть учиться в школе всегда или тому, что считают нужным другие, и это вполне нормально. (Задачка в конце статьи.)

5 причин, почему ребенок не испытывает тягу к новым знаниям здесь и сейчас:

1. В школе скучно.

Пожалуй, самая первая причина. Когда-то школа была "окном в мир". Вокруг был тяжелый быт, а в школе — рассказы учителей о необыкновенных странах и приключениях, невероятные картинки в учебниках и книгах (книги достать было крайне тяжело, не у всех они были дома). Вокруг серая и однообразная жизнь, а в школе — знания, возможности, первые дрязья и мечты. Это ощущалось, и наши прадеды и прабабушки бежали в школу вприпрыжку по пять-десять километров лесом.

Сейчас всё немного по-другому. Вокруг нас - интересный мир, полный информации, развлечений, эмоций. Учителю нужно постараться, если он хочет заинтересовать детей и провести нескучный урок, который обязательно запомниться детям и они будут рассказывать родителям о нем за ужином. Школа не может угнаться за жизнью. И детям в ней скучно.

Что делать? Есть учителя, которые преподают вкусно, интересно и кроме этого могут дать детям то, чего никто больше дать не может — живое общение и понимание. Они будят мысли и учат ловить кайф от коллективного и индивидуального решения задач, анализа художественного текста или исторического факта. Стоит попробовать найти школу, где такой учитель есть. Хотя бы один.

2. Ничего не получается.

Есть дети, которые не способны продемонстрировать высокую школьную успеваемость. Они вообще не приспособлены к нашей классно-урочной системе. Не слышат учителя на уроке, не успевают делать задания, не могут быстро усвоить материал. Причины могут быть разными — обычно это всевозможные задержки развития, дефицит внимания, специфические трудности с чтением, письмом и счётом. Конечно, задержки постепенно компенсируются, но ребёнок уже привык считать себя аутсайдером.

Что делать? Менять ситуацию. Иногда для этого приходится работать с логопедом или психологом, иногда — менять школу или даже форму обучения. Не бывает прирождённых двоечников. Не бывает «просто ленивых и нерадивых». Постоянные двойки — не вина ученика, каждый может и должен получать знания в своём темпе.

-2

3. Плохие отношения с одноклассниками.

Школьный коллектив хуже взрослого, потому что взрослый может уйти от коллег на другую работу, а ребёнку от одноклассников деться некуда. Он их не выбирал, и, если дружба или хоть минимальный нейтралитет не складывается, школьная жизнь становится адом. Хорошо, если в школе есть с кем пообщаться или хотя бы уроки спросить. А если там сплошной троллинг и травля?

Что делать? Проблемы школьного коллектива решаются только системно, и делать это должны взрослые — учителя и администрация. Ну или как вариант менять срочно школу.

4. Нет сил и настроения.

Ребёнок не хочет не только учиться, но и вообще почти ничего. Может быть, это преходящая подростковая астения — скачок роста, начало месячных. Может быть, признак болезни, например, депрессии. Есть дети, у которых сил, настроения, здоровья всегда чуть меньше, чем нужно. Или даже намного меньше. Это дети, которые в 4–5-м классе могут прийти из школы и лечь спать. Активному ребёнку школа, как кажется, нипочём, но и он в какой-то момент может сдуться и сказать: не хочу вставать, не хочу «на фабрику», где столько народу и всё время нужно что-то делать. Это не лень, а защитный механизм тела и психики.

Что делать? Разрешать пропускать школу, отдыхать и валяться в постели. Устраивать дополнительные каникулы. Если совсем невмоготу — какое-то время поучиться дома. Здоровье дороже!

-3

5. Страх неудачи.

Убить учебную мотивацию можно и страхом соревнования или экзаменов. Сейчас это мощнейший фактор. Дети конкурируют между собой: у неё двойки за все ВПР, вот курица. Подзуживают и некоторые родители: почему четвёрка? Страх по поводу ЕГЭ принимает порой китайские масштабы (в Китае регулярны экзаменационные самоубийства). Маленькому ученику страшно не оправдать ожиданий родителей.

Есть ученики, для который конкурентная среда по разным причинам — яд.

  • Медлительные дети, которые не могут «с блеском показывать эффективный результат».
  • Дети, которые боятся, что родители расстроятся или рассердятся, что одноклассники их будут троллить.
  • Дети нервные, невротичные, пугливые — эти могут вообще сломаться.
  • Дети с резко повышенным перфекционизмом — то же самое.
  • Дети с особыми интересами — не могут выучить то, что не зацепило эмоционально, зато уж свою любимую тему знают не на школьную пятёрку, а сразу на кандидатскую.

Лучше не учиться вообще, сойти с дистанции безопаснее — ведь страх не показать результат убивает удовольствие от процесса.

Что делать? Решительно снимать страх: убирать конкурентную среду, не бояться упустить время. Образование можно получить когда угодно и как угодно, а жизнь у нас только одна, и психика тоже. Советы от Ксении Букша.

За сколько минут сможешь найти панду? Пиши свой ответ в комментариях!

-4