Найти тему
ActivityEdu

Пионерия в кино и жизни: взгляд из нашего времени

С 1922 года, когда на II Всероссийской конференции комсомола было принято решение о создании пионерских отрядов, 19 мая в нашей стране отмечается День рождения пионерии. Мы сочли это прекрасным поводом встретиться с Татьяной Мирошник, уже знакомой нашим читателям как режиссер документального фильма «Артековский закал». Сегодня мы представляем вам ее в качестве креативного продюсера и соавтора сценария первых двух частей кинотрилогии «Частное пионерское» – одного из буквально двух-трех снятых за последние десятилетия художественных фильмов о пионерах. Перед съемочной группой стояла непростая задача – сделать светлое и мудрое семейное кино о той эпохе, о дружбе и приключениях, верности и взаимовыручке, фильм-мостик между поколениями, который будет интересен и взрослым, и детям. Мы побеседовали с Татьяной о том, удалось ли осуществить задуманное, как создавалась кинотрилогия, и многом другом. 

Татьяна, как родилась идея фильма? 

Она была навеяна одноименной книгой «Частное пионерское». Это сборник рассказов Михаила Сеславинского о его детстве – о радостях и переживаниях шестиклассника Миши. Трогательные и смешные истории из жизни пионеров. Автор описал те мелочи, из которых складывалась жизнь миллионов мальчишек и девчонок нашей страны, пытаясь сохранить в памяти то, что уже становится достоянием истории. Это 70-е годы прошлого века, время, в котором прошло и мое детство, и детство режиссера Александра Карпиловского. По просьбе продюсера Владимира Есинова сценарист Алексей Бородачев написал сценарий по мотивам рассказов Михаила Сеславинского, добавив туда линии любви и дружбы, несколько изменив сюжет. К примеру, в одном из рассказов сборника фигурирует собака, но не играет ключевую роль. В фильме же как раз все начинается из-за собаки… 

Фото со съемочной площадки фильма «Частное пионерское»
Фото со съемочной площадки фильма «Частное пионерское»

Потом мы несколько месяцев с Александром Карпиловским сценарий переписывали. В нем хорошо была показана эпоха, в которой жили советские школьники, но мы хотели все же сделать историю, интересную как взрослым, так и современным детям. И нам это удалось. Огромное количество наград, которые получил фильм на разных фестивалях, колоссальная масса положительных отзывов от благодарных зрителей заставили компанию задуматься о продолжении. Так родилась идея сделать уникальный проект – кинотрилогию, в которой герои «растут в фильме». Детство, отрочество, юность. Первую серию сняли летом 2012 года в городе Дзержинске, в том самом, в котором жил Михаил Сеславинский. Вторую – осенью 2014-го на берегу Черного моря в лагере «Нива», а третью – в 2017-м тоже осенью, но уже в Москве. Все три главных героя – Семен Трескунов, Егор Клинаев и Анфиса Вистингаузен – взрослели на глазах у съемочной группы. Перед съемками режиссер много говорил с ними об истории, о жизни в Советском Союзе.

Из интервью Александра Карпиловского «Российской газете»: 

Это кино про детство – когда все впервые, когда все очень остро и искренне. Я тогда совершенно искренне верил в то, что пионеры-герои были настоящими героями, что мы живем в большой, красивой и счастливой стране, и на пальцах считал, сколько нам будет лет, когда построят коммунизм. У меня было чувство гордости за свою Родину. Я ностальгирую по ощущению Родины именно из того времени и считаю, что это правильное ощущение, которое мы не должны потерять. Пусть нашидети живут в прекрасной сильной стране, которая их защищает.
Александр Карпиловский репетирует с детьми сцену из фильма. Фото со съемочной площадки «Частного пионерского»
Александр Карпиловский репетирует с детьми сцену из фильма. Фото со съемочной площадки «Частного пионерского»

Как восстанавливался в фильме антураж, взаимоотношения прошлого – по наитию, воспоминаниям съемочной группы или пришлось поднимать архивы, изучать документы?

Мы все хорошо помнили свое детство, и это помогало в производстве. На всех частях кинотрилогии работал один из лучших экспертов по пионерской тематике – художник-постановщик Александр Гиляревский. Он собрал огромное количество исторических предметов, которые мы использовали в съемках. Александр – настоящий волшебник, мы так и не поняли, как он превращал кадр в нужную эпоху. И, конечно, костюмы были полностью того времени. Даже часы были у всех механические, советские. Кстати, с ними произошел забавный случай на съемках второй части. Актеру Егору Клинаеву надо было потрясти свои часы и приложить к уху, чтобы проверить, идут ли они. После первого же дубля он спросил: «Не понимаю, зачем это нужно делать?!» Оказалось, что никто из юных актеров не пользовался механическими часами и не знал, что их надо заводить, что они тикают. Так что съемки открывали актерам новый мир прошлого.  

Кадр из фильма «Частное пионерское»
Кадр из фильма «Частное пионерское»

Очень важно было следить за речью персонажей. Во время написания сценария мы проверяли каждое слово, чтобы оно, с одной стороны, соответствовало эпохе, с другой –было из бытовой речи пионеров семидесятых.

Еще важный момент – это песни советского времени. Мы выросли на них, слушали их по утрам в «Пионерской зорьке». И в фильме их звучит много. Они вызывают положительные эмоции и погружают нас в атмосферу того времени. 

Чем для вас была пионерия? 

Мои воспоминания об этом времени светлые. Наверное, плохое забывается, остается только хорошее. Принимали меня в пионеры как раз в мае, в конце третьего класса. Я до сих помню клятву: «…вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю…». Обычно прием в пионеры проводили в каком-нибудь интересном месте: в музее, во Дворце пионеров, на городской площади, около памятников, где галстуки школьникам повязывали ветераны войны, и выглядело все крайне волнующе, а потому и запоминалось чуть ли не на всю жизнь. Нас принимали в школе, галстуки повязывали старшеклассники, но все равно было очень торжественно и празднично. 

Каждое лето я проводила в пионерских лагерях, иногда по 2-3 смены. И мне всегда нравилось это движение, стремление что-то сделать, чувство локтя, приключения. Всегда было ощущение, что ты не один, что вместе мы сила. Помню, что утомляли только бесконечные конкурсы строя и песни, длинные собрания и политинформация. 

В детстве я мечтала… построить коммунизм. И было что-то прекрасное в этой мечте. Мы ведь искренне верили и считали, что близки к цели. Что справедливость и равноправие уже рядом. А потом все стало рушиться… Но мне нравится и сегодняшнее время. Мне вообще нравится жить и что-то создавать. Семью, фильмы, проекты… История не знает сослагательного наклонения, поэтому к прошлому надо относиться как к опыту, как к тренировке. 

Фото со съемочной площадки фильма «Частное пионерское»
Фото со съемочной площадки фильма «Частное пионерское»

Было что-то в пионерии, что смущало, не нравилось?

В целом пионерская организация эффективно организовывала, воспитывала и направляла советских школьников. Но тогда не было места «частному». Именно поэтому фильм и называется «Частное пионерское», а не «честное». Это фундаментальный конфликт, лежащий в основе кинотрилогии. Потому что спасти собаку ценою срыва общешкольного мероприятия – это вызов частного общественному, влюбиться – это, кстати, тоже вызов. Пионер не должен был думать о любви частной, – только к товарищам, Родине и Ленину. 

Что знали дети-актеры о пионерии на момент кастинга? Что было для них самым странным и удивительным? Изменились ли их взгляды после съемок?

Некоторые дети приходили на кастинг, подготовленные родителями. Почитали о пионерии, посмотрели какие-то фильмы. Но все равно советское время для них – это какая‑то очень далекая история, с большим количеством штампов: все ходили строем, в магазинах пусто, за границу нельзя. Но на съемках наши актеры увидели не только эти внешние проявления эпохи, но и внутренние: чувства людей, их переживания, эмоции, стремления, – смогли ощутить ее аромат. Они поняли, что для людей, которые родились в то время, Советский Союз был великолепной и могущественной страной, Родиной, которой гордятся. И я видела, что после съемок они стали уважительнее относиться к прошлому. 

Как подбирали актеров на главные роли? Какими были критерии? 

Кастинг проводил режиссер Александр Карпиловский. Он собирал детей и… играл с ними. В разные подвижные и словесные игры. А в процессе наблюдал и отмечал тех, кто ему понравился. Потом были пробы, но мне кажется, что он уже знал, кого возьмет. Александр на сегодня один из лучших режиссеров, умеющих работать с детьми. Кстати, он окончил Высшие режиссерские курсы по специальности «Кино для детей». Сейчас такой специализации, увы, нет. 

Александр Карпиловский (справа) репетирует с детьми сцену из фильма. Фото со съемочной площадки «Частного пионерского»
Александр Карпиловский (справа) репетирует с детьми сцену из фильма. Фото со съемочной площадки «Частного пионерского»

В фильме «Частное пионерское» три части. И он один из немногих, о которых не говорят: мол, чем дальше – тем хуже. В Сети, конечно, встречаются и такие мнения, но их единицы. Большинство зрителей считает, что каждая серия если не лучше, то как минимум не уступает предыдущей. Как думаете, в чем успех?

Несмотря на то, что главным автором сценария первой части был Алексей Бородачев, а второй и третьей – Олег Сироткин, нам удалось сохранить преемственность, единый стиль и цельность всех фильмов. И это при том, что сценарии последних двух частей писались уже без привязки к рассказам Сеславинского.

Кстати, каждый из фильмов имеет сериальный вариант. Поэтому есть не только кинотрилогия «Частное пионерское», но и 8-серийный фильм. Вот только пока ни один канал его не купил. Нашему телевидению почему-то не интересен такой формат. И лежит сериал на полке… А ведь кинотрилогия имела большой зрительский успех. 

Фото со съемочной площадки фильма «Частное пионерское»
Фото со съемочной площадки фильма «Частное пионерское»

Какой след в вашей жизни оставила работа над проектом?

Она изменила мою жизнь. Я стала заниматься вопросами детского кино, работать с детьми в кинолагерях, создала группы «Детское кино» в «Фейсбуке» и «ВКонтакте», детскую студию «КиноНива». Сейчас в рамках медиапроекта «Бумеранг» мы каждое воскресенье проводим онлайн-встречи «Диалог поколений в кино» – смотрим с детьми короткометражные игровые фильмы и обсуждаем их с создателями. 

Какие фильмы для детей и подростков, в том числе о пионерии, вы считаете эталонными, больше всего любите? 

В детстве на меня сильное впечатление произвел фильм «Вам и не снилось». Наверное, он совпал с моим подростковым возрастом и зреющим внутренним протестом.

Много хороших фильмов создано в советское время: «Васек Трубачев и его товарищи», «Старик Хоттабыч», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Кортик», «Завтрак на траве», «Приключения Электроника», «4:0 в пользу Танечки», «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Чучело», «Москва – Кассиопея», «Выше радуги»… Если кто-то их не видел, рекомендую обязательно посмотреть. 

Из недавно снятых картин о пионерах, кроме «Частного пионерского», вспоминается разве что фильм «Байкальские каникулы». 

Подросткам важно смотреть такие фильмы: благодаря им дети учатся сопереживать и сочувствовать, дружить и любить, узнают прошлое своей страны и то, как жили их тогдашние сверстники – сегодняшние родители.

Хочется, чтобы кино, как ни громко это звучит, меняло мир, меняя зрителя. Чтобы все время, пока идет фильм, человек погружался в историю и проживал ее вместе с героями. И становился, пусть немного, но лучше, мудрее… 

Благодарим Татьяну Мирошник за предоставленные фото и помощь в подготовке материала.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.