Верховная Рада Украины обсуждает очередную реформу. На этот раз в сфере речных перевозок. Проект закона «О внутреннем водном транспорте» уже успели окрестить коррупционным, а в случае его принятия украинские судовладельцы грозят свернуть работу и перевести флот под иностранные флаги. И все это на фоне обмеления и зарастания рек и разрушения шлюзов.
В 2019 году объем речных перевозок на Украине составил около 11 млн т при потенциальном 60 млн тонн. А при условии модернизации шлюзов и создании надлежащих условий эту цифру можно увеличить до 80 млн т. Так считает новый министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.
При этом сам чиновник признает, что износ основных фондов внутренних водных путей - более 75%, а судоходные шлюзы Днепровского каскада и вовсе в близком к аварийному состоянии.
В критическом состоянии и сами водные пути. Судовладельцы который год жалуются, что заявленные глубины судового хода не выдерживаются. Например, в прошлом году реальная глубина Днепра составляла 2,9 м, а выше Киева вместо заявленных 2,2 м и вовсе 60 см, Южный Буг вместо 2,9 м обмелел до 1,65 м.
Дноуглубительного флота на реках Украины нет вовсе, поэтому частные компании вынуждены за свой счет заниматься дноуглублением. Иначе судовой ход на всей реке был бы на уровне тех же 50-60 см.
За последние 20 лет внутренние водные пути Украины сократились до 1,6 тыс. км, а из 3 тыс. км путей, имеющих гарантированные глубины, осталась только 1 тыс. км.
Сказывается и аномальная засуха. Весной 2020 года на Украине был зафиксирован самый низкий уровень рек за всю историю наблюдений. Госагентство водных ресурсов даже сообщало о том, что есть вероятность возникновения «дефицита воды в бассейнах некоторых рек, где значительная антропогенная нагрузка» . То есть в городах и крупных поселках.
Власти пытаются решить эти проблемы принятием нового закона «О внутреннем водном транспорте».
Посыл нового закона рационален. Сейчас из-за того, что суда загружаются только на 65% стоимость перевозки запредельно высокая - 302 грн (823 руб) вместо потенциальных 182 грн (496 руб). Плюс компании вынуждены платить 15 (!) разных платежей в администрации.
В частности, законопроект предусматривает государственное финансирование внутренних водных путей, повышение пропускной способности Днепра до уровня, позволяющего перевозить 45 млн т грузов в год.
Однако сами участники рынка бьют тревогу. Например, выполнить дноуглубление Днепра до цифр в проектной документации невозможно, потому как проектной документации пока нет. А если нет оценки примерного количества грунта, то есть вероятность, что его достанут меньше, чем нужно. При этом получив деньги из государства за дноуглубление подрядчик легко может продать песок, что он достал получив те же деньги второй раз.
Заложены и в законе дополнительные обязательные платные административные услуги (например, на организацию о содержание лоцманской службы) и возможность регулирования тарифов на виды деятельности на внутренних водных путях и целая линейка различных штрафов.
Все это дает преимущества судам под иностранным флагом, которые будут осуществлять каботажные и международные перевозки без уплаты налогов и сборов на Украине.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что неблагоприятная ситуация с глубинами не только на Украине. В марте 2020 года руководитель ФБУ «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» Сергей Гайдаев заявил, что низкий уровень воды в Цимлянском водохранилище может привести к введению ограничений судоходства по реке Дон. Суда наверняка пойдут с недогрузом.