"Опиши язык дятла и челюсть крокодила" (с) Leonardo da Vinci.
Трудно найти человека, который никогда не слышал о Леонардо да Винчи. Думаю, все знают о
самой известной его картине на планете: "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо" (Лувр,
Франция), однако, мало кому ведомо, что она так и осталась недописанной. Её нашли в
мастерской великого творца посмертно. Оказалось, что последние мазки на доску с этим
портретом автор наложил незадолго до своей кончины в замке Кло-Люсе во Франции. Также
сложно найти и того, кто ничего не слышал о другой его работе: почти утраченной фреске
"Тайная вечеря" (Санта-Мария-делле-Грацие, Милан). Чтобы сегодня попасть на 15 минут в
трапезную этого монастыря и посмотреть на шедевр, нужно заранее (примерно за 3 месяца)
купить на сайте билет.
Айзексон решил подойти к изучению личности Леонардо с необычной стороны. Он его
представляет читателю не столько как художника, а как большого ученого своего времени,
который изучал физику, химию, биологию, другие естественные науки. До сих пор его
живопись признается гениальной большинством критиков мира. По мнению автора книги это
потому, что он так много знал о природе и применял эти знания в своих творениях.
Не получив классического образования, Леонардо всю жизнь опирался на свою детскую
живость, любопытство и непосредственность. Он до самой смерти изучал как дует ветер,
растет трава, летают птицы, течет вода и многие другие естественные загадки. В его
биографии есть интересный момент: когда он пишет своему покровителю- герцогу Сфорца
письмо (которое считается одним из первых резюме), свой талант к скульптуре и живописи
он ставит лишь в 11 параграф, до этого нахваливая себя, как военного инженера,
оружейника, строителя мостов и тоннелей, гидроинженера.Творчество было одним из его
инструментов познания мира, но не самоцель.
Разве можно считать (только) художником человека, в записях которого найдены чертежи
велосипеда, вертолета, телескопа, парашюта, подводной лодки, аэроплана, автомобиля,
прожектора, который занимался препарированием умерших людей и животных, для точного
понимания механизма работы глаз, мышц и других органов. Например, он,
задолго до изучения эпидемий бубонной чумы, открыл, что решение кроется в гигиене (жаль,
что его труды изучили сильно позже).
Кстати, о его записях: считается, что сохранилась лишь четвертая чать дневников гения,
что дошли до наших дней, а это- примерно 7500 листов с текстом и чертежами. У.Айзексон
проделал колоссальную работу, изучив массу источников и показав Леонардо из городка
Винчи, как талантливого ученого, но, все-таки, не небожителя, а человека. В этом ключе
автор рассказывает об отношениях Леонардо и главного своего современника-конкурента в
искусстве- Микеланджело Буонаротти ("баттл", когда они расписывают две соседних стены
Палаццо Веккьо или когда Леонардо участвует в комиссии, которая рассматривает в какое
место в городе поставить статую Давида). Забавно, что по одной из версий, да Винчи сам
порекомендовал молодого скульптора отцам города для создания этой работы.
Автор показывает, как Леонардо тяготился доведением своих шедевров до конца, ведь для
него, как ученого, важно было рождение идеи, к сожалению, в ущерб реализации (множество
работ он так и не завершил). Как имел привычку ярко одеваться сам и одевать своего
наследника (и, возможно, любовника) Салайино или как нанимал музыкантов, чтобы они
играли для его картин в художественной мастерской.
Работа читается легко, невольно пытаешься представить сколько несвоевременных и
прорывных идей было в голове у да Винчи, и не всегда это получается. Рекомендую всем
любителям живописи вообще, и эпохи Возрождения, в частности.
А также тем, кто утратил детское любопытство и у кого имя Леонардо ассоциируется лишь с
Моной Лизой. Для любителей Леонардо также рекомендую к прочтению книгу "Воскресшие боги.
Леонардо да Винчи" нашего соотечественника Д.Мережковского, эта книга- дополнит картину
философии гения.