В годы Второй мировой СССР и США активно сотрудничали. Еще не было никакой "холодной войны", противостояния двух военных блоков и пропаганды с обоих сторон. Тем не менее досадные инциденты все же случались. Так в ноябре 1944 года полковник Кларенс Теодор Эдвинсон из 82-й истребительной авиагруппы 15-ой воздушной армии вылетел на задание, чтобы поддержать Советские войска в наступлении недалеко от Ниша (город в Сербии).
"Поддержать" получилось так себе. Полковник дал приказ своей истребительной авиагруппе атаковать именно советскую колонну. Дело в том, что за то время, что американцы собирались провести свой вылет советские войска совершили стремительный бросок вглубь вражеских позиций на 100 км вперед.
Видя колонну американцы решили, что это и есть немцы. На самом деле это был 6-й гвардейский корпус. Говорят, что наши шли с оркестром (годовщина Октябрьской революции) и сперва даже не поняли, что происходит. Когда американцы принялись "утюжить" землю, началось замешательство. Самолеты приняли за немецкие, но потом рассмотрели белые звезды на крыльях.
С земли американцам подавали сигнал, что здесь свои. Кто-то из солдат схватил красное знамя и махал им, чтобы летчики заметили и отменили приказ. Приказ отменять не стали. Американцы притворились, что не замечают (а может и правда не замечали или думали, что их вводят в заблуждение).
На помощь товарищам подняли 866 истребительно авиационный полк состоящий из самолетов Як-9 и Як-3. Сперва советские истребители хотели просто показать американцам, что на земле свои. Зам. ком. полка Дмитрий Сырцов отдал приказ не атаковать американские самолеты.
Но американцы увидев наши самолеты не успокоились, а наоборот - вступили с ними в воздушную дуэль. Ими был сбит один Як. Только после этого советские пилоты решились объяснить американцам "доходчиво". Истребители набрали у земли максимальную скорость и "свечой" рванули вверх разбив уже "вражеские" порядки своих союзников.
С первого захода были сбиты два американских самолета. Еще один был сбит средствами ПВО с земли. Американцы попытались уйти, им на перехват вышли подоспевшие самолеты советского аса Александра Колдунова. Преследуя американцев стороны "обменялись" еще парой самолетов. Советский истребитель зацепил из пушки американский "Лайтинг", но и сам был выведен из строя другим самолетом.
Все вроде закончилось, когда один из наших самолетов подлетел к командирскому "Лайтингу" и типичными русскими жестами, понятными во всем мире объяснил тому, что мы все еще союзники. Но на этом ничего не закончилось.
На помощь американцам вылетело еще 40 "Лайтингов". Они опять начали "утюжить" колонну. Но в дело опять вмешались наши пилоты. Они показали американцам, что здесь свои. Поняв свою ошибку американцы в этот раз развернулись и ушли восвояси.
Самое интересное, что в итогах воздушной дуэли американцы сообщают о том, что сбили четыре советских самолета, а сами потеряли два. Как будто специально завышая свои "достижения" и гордясь, как-бы, "воздушной победой". Хотя было бы чем гордится, ведь наши не ожидали подобной выходки от "союзников".
По донесению 866 истребительно авиационного полка они сбили 5 лайтингов и сами потерли три самолета. Но эти данные включают лишь воздушную дуэль самолетов. По отступающим американцам "работало" еще и наше ПВО. Политрук югославских партизан Йоко Дрецун с земли внимательно следил за этим воздушным поединком и насчитал ровно 7 выведенных из строя американских самолета. Пять истребителей и два бомбардировщика.
До сих пор идут споры на тему того, была ли эта ошибка случайной или в ней был какой-то намеренный мотив. Впрочем американцы принесли извинения от имени президента Рузвельта и генерала армии Маршалла. В ходе выяснения причин инцидента Советская комиссия удовлетворилась объяснениями, что схема дорог Ниша была похожа на район Скопье, к которому по заданию должны были лететь американцы и поэтому пилоты "все перепутали". Инцидент тогда замяли, но мы то с вами все помним.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.