Найти тему
Школа кендо "Хебикан"

История Осимы Дзикиты: Десятый дан, которого не было

Оглавление

Перевод статьи с сайта: https://kenshi247.net/blog/2019/06/28/the-tenth-dan-that-wasnt-the-story-of-oshima-jikita/
Автор статьи: George

Около четырех лет назад я, написав пару небольших статей, вкратце познакомил вас с одним кенши, который меня давно интересовал: Осима Дзикита. В одной из таких статей я написал его краткую биографию, но сегодня я хочу взглянуть на его жизнь более детально. Эта более подробная статья основана на книге “Современные мастера кендо” Одзавы Такаси (ханси кюдан), который сам был известным кендокой.

Осима Дзикита
Осима Дзикита

Ранняя жизнь

Дзикита родился в префектуре Сага в 1889 году, единственным сыном владельца магазина off-license (магазин спиртных напитков на вынос). С юных лет он был известен как дружелюбный и открытый мальчик, которому было суждено нечто большее, чем управление семейным магазином саке.

Когда ему исполнилось 10 лет, с ним случилось первое из ряда несчастий: скоропостижно скончался его отец. Его матери было трудно управлять магазином в одиночку, и она некоторое время безуспешно пробовала свои силы в других вещах. Примерно через три года ей наконец удалось встать на ноги, сдав часть их дома в аренду квартирантам.

Из-за сложившейся ситуации интеллектуально не по годам растущий Дзикита отказался от своей мечты поступить в хорошую школу в этом районе и вместо этого поступил в небольшую частную школу, когда ему было 14 лет (частные школы, управляемые частными лицами, были не лучшим выбором для обучения, сейчас в Японии они почти вымерли).

Открытие кендо

По соседству с частной школой находилась сеть Бутокукай додзе префектуры Сага (построенный в 1900 году, он был разрушен тайфуном в 1930 году. Новое здание было построено в 1931 году и до сих пор используется полицией префектуры Сага). Во время учебы часто можно было услышать звуки ударов синаев. Однажды, когда он направлялся домой, звук привлек его внимание, он пошел к додзе и заглянул внутрь.

Кейко как раз заканчивалось, и большинство кендок сидели на краю додзе, наблюдая, как два сенсея столкнулись лицом к лицу: Цудзи Синпей (1849-1914, награжден ханси в 1909 году) и Сасаки Масаёси (1857-1922, награжден ханси в 1918 году). Юный Дзикита, затаив дыхание, наблюдала за семе - аи двух невероятно опытных кенши.

На следующий день, после окончания занятий, Дзикита вернулся в додзе и присоединился к ним.

(Слева направо) Монна Тадачи, Сасаки Масаёси, Найто Такахару
(Слева направо) Монна Тадачи, Сасаки Масаёси, Найто Такахару

Кейко!

Юному Дзиките настолько понравилось кендо, что он никогда не отдыхал. Эта постоянная практика и его любовь к кендо привели к очень быстрому прогрессу. За короткое время он был способен стоять в поединке с юношами на несколько лет старше себя.

Сасаки сенсей заметил и оценил его страсть и талант и сказал:

"Возможно, вы и не станете кенши номер один в Японии, но у вас есть все необходимое, чтобы стать ведущим. Конечно, это требует больших усилий."

В действительности, Сасаки предполагал, что Дзикита станет профессиональным кендокой.

Кагава Теру
Кагава Теру

Однако, учитывая экономическое положение его семьи и тот факт, что он должен был отказаться от поступления в хорошую школу, он задавался вопросом, сможет ли он действительно достичь этого. Он жаждал стать профессиональным кендокой, но сложное положение препятствовало ему.

По счастливой случайности или по воле судьбы случилось так, что губернатор префектуры Сага в то время – Кагава Теру – был не только одержим кендо, но и регулярно посещал кейко в Бутокукай додзе, где он и Дзикита иногда стояли в поединке. Как и Сасаки, он также заметил потенциал Дзикиты и, потянув за некоторые ниточки, написал рекомендательное письмо недавно созданному будзюцу Кёин Ёсеидзо (предшественник Бусена), базирующемуся в штаб-квартире Бутокукай в Киото.

Таким образом, Дзикита присоединился к Будзюцу Кёин Ёсеидзо в 1906 году, как часть второй партии студентов. Его семпаи были такими людьми, как Саймура Горо, Симатани Ясохати, Накано Сосуке, а среди его сверстников были Мочида Сейдзи и Хори Сохей (ханси кюдан, преподававший кендо в школах и на флоте). Вскоре должен был прибыть Огава Кинносуке. Главным учителем был знаменитый Найто Такахару, которому помогали другие известные кенши, такие как Монна Тадаси (они были знакомы).

Дзикита наверняка не понимал этого тогда, но он только что приземлился прямо в центре передовой линии развития современного кендо.

Ранняя известность

Всего через четыре месяца после переезда в Киото Дзикита оставил свой след.

В августе 10-й Молодежный Бутокукай Эмбу Тайкай состоялся в Бутокуден. Там он принял участие в ”качинуки" сиай (победитель остается), самом популярном стиле соревнований в то время.

Дзикита победил одного противника, затем другого; рубя и нанося удары, он не мог остановиться. Его 21-м противником был Саймура Горо, которого он победил ударом в мен. Мочида Сэйдзи, его 22-й соперник, проиграл ударом в цки. Последним кто стоял против него был его ёсеидзо ровесник Хори Шохей. Известный как упорный боец, даже Хори не смог противостоять Дзиките в тот день. Сиай был закончен: Дзикита победил 23 кенши подряд.

Год спустя, когда Дзикита учился на втором курсе ёсеидзо, вбежал потный Хори и закричал:

"Внимание! Накаяма Хакудо и Кавасаки Дзендзабуро тренируются в полицейском участке Годзё!!!!”

Я уже писал о том, что произошло в тот день, так что, пожалуйста, посмотрите!!

Инструктор Бутокукай

Дзикита закончил школу ёсейдзо быстро, в возрасте 20 лет. Вместо того чтобы отправиться в провинциальный район для преподавания в школах, Дзикита остался и стал помощником учителя в штаб-квартире Бутокукай.

Последующие годы, проведенные им в Киото, были почти самыми важными в его карьере кендо. За это время он не только помогал развиваться подающим надежды студентам со всех уголков страны, но и заводил длительные дружеские отношения (и соперничество!) со ставшими вскоре знаменитым кенши, также ему посчастливилось тренироваться непосредственно под руководством Найто и Монна в течение длительного периода, когда они были на пике своих способностей.

В 1916 году в Бутокукай произошла смена руководящих должностей и политики, которая (если говорить кратко...) привела к тому, что некоторые друзья Дзикиты переехали из Киото. В частности, ушли Саймура, Накано и Мочида. Внезапно все еще не достигший 30 лет Дзикита был повышен до статуса помощника инструктора.

Похоже, что в это время Дзикита не совсем был уверен в том, что ему делать: остаться в Бутокукай либо переехать в Токио, как это сделал Саймура? Подстраховавшись, он решил остаться в Киото. Три года спустя, в 1919 году, его ставка оправдалась: еще совсем молодым в 31-летним возрасте он был награжден кёси и повышен до полного инструктора.

Однако хорошие вещи не могут длиться вечно. Как своего рода продолжение смены руководства 1916 года, в 1918/19 году в высших рядах Бутокукай появилась новая властная фигура: Нисикубо Хиромичи.

(Очень сложная фигура, у нас нет времени обсуждать его здесь сейчас. Однако я скажу, что именно он, находясь под влиянием идей Кано Дзигаро и Ямаока Тессу, в основном вынудил изменить название -дзюцу на -до, которое широко используется сегодня во всех искусствах, а не только в кендо.)

Нисикубо, будучи старшим по рангу членом Бутокукай, а также основой Бусена, внезапно отдал приказ Дзиките, чтобы тот переехал в провинцию и преподавал там. Зная жажду Дзикиты остаться в Киото и принимая во внимание его нынешнее положение, это было равносильно изгнанию. Конечно, целью Нисикубо была отставка Дзикиты, которую он должным образом принял.

Из отчаяния - куда?

Столкнувшись с неожиданной безработицей, Дзикита не знал, что делать. До сих пор он в основном легко плыл по течению становления профессиональным кендокой, никогда не зная никаких особых трудностей. Теперь, однако, он не знал, что делать или куда идти, и никогда не ожидал потерять свою работу, он не готовил сбережения или каких-либо резервных позиций. Среди всех этих потрясений его жена умерла от осложнений, вызванных родами. Он был в глубоком отчаянии.

Именно в это время он обратился к своему другу Саймуре, который отправился в Токио несколькими годами ранее, в 1917 году (Саймура был первым из учеников ёсейдзе/бусена Найто, который отправился в Токио, где он сыграл важную роль во внедрении стиля бусен).

Саймура сказал, что у него есть три выбора:

"1. Приехать в Токио как можно скорее, чтобы найти работу. Однако вы должны быть готовы некоторое время жить без денег (мне потребовалось три года, чтобы обосноваться в Токио, но сейчас ситуация изменилась, и я думаю, что вы могли бы найти свою опору примерно через год).

2. Переехать на некоторое время в провинцию и ждать подходящего момента, чтобы приехать в Токио. Это самый безопасный вариант, но он задержит вас там.

3. Забыть о поездке в Токио и вместо этого искать место, где вы потенциально преуспеваете в провинции."

Советы Саймуры продолжались:

"Кроме этих трех вариантов, у вас нет ни одного. По моему личному мнению, вам следует выбрать первый вариант. Это будет нелегко, но я помогу вам."

В начале лета 1920 года он отдал своего маленького ребенка в приемную семью, оставил двух других маленьких детей с матерью в Сага и отправился в Токио в поисках работы.

Ворота Имперского Университета
Ворота Имперского Университета

Новые начинания и успех

Ситуация была не так плоха, как несколько лет назад для Саймуры, и Дзикита быстро нашел работу через связи, преподавая в очень престижном Токийском Императорском Университете (предшественник Токийского университета) и первой высшей школе. Однако по сравнению с его высоким статусом преподавателя будущих профессионалов кендо в центре сообщества кендо, это был огромный шаг назад. Однако это было только начало, и оно должно было привести к более важным делам.

К 1927 году все пошло настолько хорошо, что он смог построить свое собственное додзе, названное Кенбукан, на севере Токио. К 1936 году там, как говорят, было более 2000 студентов, которые занимались (или когда-то посещали).

На протяжении многих лет он создавал широкий спектр преподавательских должностей, иногда практикуя 5 или 6 раз в день: кенбукан утром и вечером, полицейские (кейсичо, императорская гвардия) и военные (военная школа Тояма, школа подготовки офицеров) кейко на протяжении дня, кейко для школ и университетов(Имперский Токио, Первый Высший и т. д.) во второй половине дня. В общем, он, похоже, неплохо справлялся сам.

По всей видимости, в какой-то момент, благодаря его успеху, его мать и двое сыновей приехали и присоединились к нему в Токио, хотя я не знаю, что случилось с ребенком, которого он оставил в приемной семье.

Поединок перед Императором

Осима Дзикита против Уэды Хейтаро на поединке перед Императором
Осима Дзикита против Уэды Хейтаро на поединке перед Императором

В период Сёва было три больших “тенран-дзиай” или “сиай перед Императором”: 1929, 1934 и 1940 годы. Дзикита был выбран для участия в первых двух (он не дожил до третьего).

В первом сиае он проиграл своему сверстнику из ёсейдзо Мочиде (тогда он был полицейским инструктором по кендо в Корее), который пройдет дальше и победит в соревновании (победа в этом конкурсе закрепила место Мочиды в сообществе кендо, что привело к его возвращению в Токио и преподаванию в различных местах, включая Ному). До начала соревнований и у Мочиды, и у Дзикиты были все шансы на победу.

Во втором из трех тенран-дзиай Дзикита, который к этому времени был награжден ханси, был выбран в качестве синпан, а также провел показательный матч против знаменитого Уэды Хейтаро из префектуры Кагава.

Интересный факт, что прямо перед финалом профессиональных соревнований кенши в 1934 году состоялась демонстрация какаригейко четырьмя юношами, специально отобранными за их мастерство. Дзикита не только выступал в роли мотодачи, но и самый младший из юношей – 13 летний Масаки был его сыном.

Внезапная смерть

Утром 9 февраля 1939 года он проснулся очень усталым. Ему было всего 50 лет, но он все еще был очень активный и не имел никаких оснований полагать, что он болен. Он встал и после обычного утреннего саке сразу почувствовал себя намного лучше.

После утреннего кейко в кенбукан он отправился преподавать в кейсичо утром, в полицейский участок Ёосука днем, и потом на вечернее кейко в кенбукан. Вечером, молодые студенты уже собрались и с нетерпением ждали начало кейко, когда придет Дзикита.

Войдя в свою личную раздевалку, он вдруг почувствовал легкое головокружение и боль в груди. Однако он продолжил переодеваться и вошел в додзе. Обменявшись приветствиями с ожидавшими его студентами, он сделал несколько шагов и рухнул на пол. Он потерял сознание и на следующее утро скончался.

Осима Дзикита
Осима Дзикита

На самом деле история Осимы Дзикиты гораздо больше, но я не вдавался в подробности: подробности сёбу с его соперниками Мочидой Сейдзи и Миядзаки Мосабуро (еще один кенши, о котором я люблю читать, но еще не рассказал), его легендарные привычки выпить и тот факт, что он скорее всего стал бы дзюдан (10 дан) со своими коллегами по ёсейдзо, если бы был жив.

Лично для меня именно в рассказах о прошлых кенши я нахожу вдохновение для своего собственного суге, и это удерживает меня в додзе 24/7.

Спасибо за перевод Летунову Алексею!
Подписывайтесь на канал "Хебикан", чтобы не пропустить новые публикации!
Также, подписывайтесь на нас в ВКонтакте - новые видео с Японских турниров, интересные статьи и многое другое ждут Вас в наших соц. сетях.
Есть вопросы по кендо? Не нашел ответа в других статьях? Смело задавай!