Найти тему
Дальние горы

Шёпот дождя... и математика

Кому как, но мне с трудом представляется бесконечная обезьяна, печатающая на машинке повести и поэмы. А вот капли дождя, стучащие по клавиатуре, оставленной во дворе в непогоду - очень даже! Дождь... Это ведь такая романтическая сущность, под которую так легко складываются строки! Все поэты так или иначе обращались к теме дождя. Так почему бы к дождю не обратиться и математикам? Да, у математиков нет литературного таланта, так пусть за них пишет произведения дождь, барабаня каплями по клавиатуре. Давайте посмотрим, что из этого может получиться.

Для начала подыщем непромокаемую клавиатуру. Пусть на ней будет 40 символов - буквы, пробел, знаки препинания. Регистры и прочие капс локи учитывать не будем. Пускай она у нас будет маленькая, площадью 180 квадратных сантиметров. Пусть она срабатывает на лёгкие капли, и распознаёт даже наносекундные интервалы между почти одновременно падающими каплями.

Теперь обратимся к дождю. Возьмём небольшой по интенсивности дождик, так как он идти может очень долго. Мы ведь хотим получить нечто осмысленное! Его интенсивность 1 мм осадков в час. При таком дожде капли небольшие, чуть более 1 мм в поперечнике. То есть за час по клавиатуре ударит 18 000 капель. Или 5 капель в секунду.

Осмысленный набор букв мы распознаем мгновенно, не тратя время на расшифровку. То есть это выглядеть будет примерно так:

вкмч стсуагр ух бьъэчтц ыыфя

Междометие "ух" - вот оно. Итак, посмотрим, что нам напишет дождь. И сколько времени потребуется ждать что-нибудь осмысленное. Выносим клаву во двор, ставим на табуретку и убегаем под навес.

-2

Как и следует ожидать, безвкусица полезет в первую очередь. Например, матерное слово из трёх букв дождик нам отправит, в среднем, уже через 38 400 секунд, или 10 часов 40 минут.

Такое простое, но святое слово "мама" потребуется ждать уже 23 дня и 17 часов. А вот в абракадабре дождя слово "Москва" можно будет отыскать, в среднем, через 3,4 года. Понятно, что пол-года плохая погода - это совсем ни куда не годится, а тем более три с лишним!

Поэтому, увеличим площадь восприятия. Будем слушать дождь не только у себя во дворе, а весь дождь. К-примеру, пусть плохая погода накроет несколько областей, и на площади 180 000 квадратных километров зарядит мелкий нудный дождик. И на всех этих квадратных километрах мы вплотную выставим клавиатуры, в надежде, что хотя бы на одной из них появится что-нибудь осмысленное.

Как и следовало ожидать, дождь пошлёт математика на три буквы мгновенно. Не пройдёт и 4 наносекунд, как на одной из десятка триллионов клавиатур, покрывших тонким слоем области Нечерноземья, появится определённое слово, состоящее из трёх символов.

Через 205 наносекунд дождик выкрикнет "атас", через 10 микросекунд какое-нибудь пятизначное ругательство, через 22,9 миллисекунды выдаст "ну блин", через 1,05 секунды "да ё-моё". В конце-концов, дождик поймёт, что математик не шутит, задумается на 47 секунд и выдаст слово, состоящее из 9 букв. На словосочетание или слово, состоящее из 10 символов, потребуется уже почти 35 минут. Так как дождь не может идти месяцами, то максимум, что он сможет сочинить - это словосочетание из 11 символов (чуть более суток работы).

-3

Но нашему математику требуется произведение. И он с упорством маньяка покрывает клавиатурами всю планету и заставляет дождь идти постоянно. В конце-концов, примерно через 161 год и 8 месяцев всемирного потопа дождь выдаст фразу:

  • А может не надо?

состоящую из 16 символов. Даже если ждать всю милиардолетнюю историю планеты, капли так и не смогут настучать даже коротенькое четверостишье. Всё-таки, для появления порядка из хаоса требуется либо квантовое ничтожество, где вариантов особо нет и нет плавных переходов и полутонов. Либо такая космологическая громадина, которая обладает практически неисчерпаемым количеством вариантов и вариаций. Поэтому, если не принимать во внимание божественность возникновения разума на нашей планете, тогда нужно признать, что Вселенная простирается далеко за поверхность последнего рассеяния реликтового излучения, чтобы в ней абсолютно случайно могли возникать такие чудеса, как усложнение органических молекул, их копирование и самосборка. В конце-концов, и сложная разумная органическая жизнь, которая смогла "оживить" и неорганику, заставить её летать на другие планеты, присылать их изображения и привозить образцы пород. Собственно, инфляционная модель Вселенной это и подтверждает.