Найти в Дзене
Екатерина Федорчук

Однажды в треугольнике Карпмана

Все знают о том, что такое треугольник Карпмана. Сегодня это как психологическая таблица умножения. «Агрессор» - «Жертва» - «Спасатель» - универсальная формула отношения в современной семье, на работе, в детском коллективе. К сожалению. Это очень грустный и однообразный спектакль, в котором все актеры постоянно меняются местами и постепенно теряют себя.

Но не в кино. В кино из этой расстановки можно сделать совершенно шикарную долгоиграющую вещь, задевающую зрителя за самые печенки.

Таким треугольным хитом является сериал «Однажды в сказке», не случайно он оброс обожателями и хейтерами, эмоциональная вовлеченность которых в проект намного превосходит разумные пределы.

Итак. Главный герой саги — Румпельштильцхен, он же Румпель, он же мистер Голд. Агрессор, Жертва и Спасатель в одном лице.

-2

Перемещение этого персонажа от одной вершины треугольника к другой и порождает всевозможные драматические коллизии.

Вначале он — типичная жертва в отношениях со своей женой Милой.

-3

Ее агрессия не знает пределов и не имеет под собой никакой здравой подоплеки. «Хоть бы ты умер, гад» - примерно так можно сформулировать ее отношения к собственному мужу, который очевидно, не совершил никаких злодеяний. Румпель терпит, Мила давит, а мальчик Бэй является молчаливым свидетелем этой безобразной сцены и потенциальным Спасателем. Хотя он и не предпринимает никаких конкретных действия, чтобы облегчить положение отца, именно любовь к Бэю держит Румпеля на плаву и дает ему ресурс для терпения.

-4

Затем Мила покидает треугольник. Но агрессор никуда не делся. Теперь его роль выполняет мистер Целуй Сапог за которым вся репрессивная система сказочного государства, которая хочет отнять у Румпеля самое дорогое — его сына.

И тогда Румпель совершает первую трансформацию: из Жертвы он превращается в Агрессора и уничтожает своих врагов.

-5

А затем он совершает следующий переход и из Агрессора превращается в Спасателя и спасает всех детей, которые должны были погибнуть на войне с великанами, просто остановив эту войну. Но путь Румпеля по треугольнику - это на самом деле бег по кругу: ведь после того, как он совершает свой подвиг, он возвращается к Бэю в качестве жертвы, а Бэй судит его как Агрессор. И только сила, спрятанная в кинжале - Спасателе спасает Румпеля — жертву от отчаяния.

Жертва — Агрессор — Спасатель — Жертва: это танец, который Румпель будет танцевать в сериале бесконечно.

Схема очень просто: сначала он страдает от одиночества, непонимания и разлуки с близкими людьми, затем он совершает что-то плохое и превращается в агрессора, затем он же расхлебывает кашу, которую он же и заварил, становясь Спасателем. Но его усилий никто не ценят, он одинок и отвергнут, он Жертва.

При этом Жертва — это доминанта его личности, несмотря на то, что в качестве Агрессора он творит достаточно страшные вещи. Поэтому его жалко. Его хочется защитить, спасти. Чем и занимается Спасательница — Белль, которая тем не менее очень быстро превращается в Агрессора, ничуть не лучше, чем Мила.

Белль воспитывает Румпеля
Белль воспитывает Румпеля

Даже хуже, потому что Мила Румпеля ненавидит, а Белль — любит. Роль Агрессора отыгрывает и Бэй, и вообще любой человек, который подошел к Румпелю на достаточно близкое расстояние.

Но у героя Румпеля есть выход. Он его находит — это смертельное самопожертвование.

Румпель отдает свою жизнь как герой. И останавливает беготню по треугольнику.

-7

Скрытый сюжет его линии — это превращение Жертвы в Героя, который готов взять на себя ответственность за все происходящее и готов отказаться от «магии» - читай, от токсичных отношений с миром.

После этой финальной трансформации путь Румпеля — героя заканчивается и только волюнтаристское желание продюсеров любой ценой продолжить шоу, заставляет этого персонажа снова и снова наворачивать спринтерские круги по траектории, которую он уже давно перерос.