Вчера ко мне приехал приятель из Крыма. Мы сидим за столом, пьем чай и обсуждаем новости и, вообще, все, что происходит в мире.
— Не знаю, как тут у вас в России, а у нас там полный паралич. Сплошное безвластие повсюду, на всех уровнях. В нашем доме сосед решил перепланировать квартиру и убрал колонну, на которой держатся другие стены, так что все мы можем в один прекрасный момент очутиться у него в квартире, поскольку он живет на первом этаже. Говорили с ним — не реагирует. Писали жалобы — всем наплевать.
— Это закономерно, — улыбаюсь я. — То, что называется рынком, — это хорошо организованная функция с четким выполнением внутренних законов. Когда нет сверхприбылей, которые разлагают рынок, когда есть элементарный нравственный контроль, тогда все работает очень даже эффективно. Раньше о нравственности заботилась религия, в советское время это пыталось делать государство. А сейчас полный хаос и неуважение к законам наши демократы называют рыночными отношениями. Раньше страны, которые переставали ограничивать проституцию, нравственные преступления, разлагались и быстро исчезали, а сейчас проституцию называют свободными рыночными отношениями и легализуют во многих странах. Женщина имеет право продавать свое тело, а вместе с ним и собственную совесть, и здоровье будущих детей.
— А ты помнишь, как у нас в Евпатории взорвался газ в жилом доме? — вспоминает мой приятель.
— Конечно, помню. Полдома тогда рухнуло, много людей погибло.
— А что оказалось? За год до взрыва жильцы жаловались местной администрации, объясняли, что недопустимо держать газовые баллоны в подвале, что уже чувствуется запах. Ни один из чиновников не среагировал.
— Это классический случай разрушения обратной связи между властью и народом, — говорю я. — Что такое обратная связь у живого организма? Это чувства, которыми он реагирует на ситуацию. Чем тоньше и глубже чувства, тем быстрее реакция, острее интуиция и больше шансов выжить. У бесчувственного человека механизм обратной связи начинает угасать. Естественно, происходит и вырождение его потомков.
Возьмем, к примеру, динозавров. Они сделали ставку на увеличение массы, на внешнюю неуязвимость — и спокойно вымерли. Выжили ранимые, слабые млекопитающие, которые были очень даже уязвимы, острее чувствовали боль и, для того чтобы выжить, должны были быстро развиваться. Боль, болезнь свидетельствуют о наличии обратной связи между живым существом и окружающим миром. Человек отличается от животного тем, что защищается не только в настоящем, но и в будущем. Поэтому животные вымирают, а люди остаются. Механизм стратегического выживания, обратной связи с будущим называется нравственностью. Знание нравственных законов позволяет человеку реагировать на будущие несчастья прежде, чем они произойдут в действительности. Наша цивилизация появилась и существует только благодаря мировым религиям, с них начался отсчет нынешнего времени. А мировые религии в первую очередь воспитывали в людях нравственность, потому что это механизм спасения души и будущего.
Но здесь есть один маленький нюанс. Если человек не отреагирует на приближающуюся машину, он будет сбит, покалечен и испытает огромные страдания. Здесь механизм обратной связи реализуется через несколько секунд. А если человек будет нарушать заповеди или хулить Бога, гибель придет к нему гораздо позже. С той, правда, разницей, что уничтожен будет не только он, но и его потомки и родственники.
Поэтому, для того чтобы работал механизм стратегического выживания, несоблюдение нравственных законов в нормальном государстве всегда жестко наказывалось. А снисхождение к негодяю и преступнику очень быстро приводило к пренебрежению нравственными и юридическими законами. Законы регулируют отношения между людьми. Неуважение к законам приводит к хаосу в отношениях. Государство распадается.
— Сейчас на Украине, — продолжаю я, — верхи не только не являются гарантом закона, — они, наоборот, представляют собой «образец» дискредитации всех законов.
— Хватит об Украине, — машет рукой мой приятель, — не будем портить себе настроение. А я, кстати, посмотрел фильм о гибели Византии — «Гибель Империи. Византийский урок». Там анализируются главные причины распада. В первую очередь, это поклонение Западу. Затем — ослабление военного потенциала, огромное расслоение между богатыми и бедными. А ведь именно эти процессы происходят сейчас в России.
— То, что ты считаешь причиной, судя по всему, является следствием. Поклонение Западу возникает из ощущения внутренней несостоятельности. Саморазрушение экономики и обороны страны — это тоже внутренняя несостоятельность.
Мой собеседник некоторое время размышляет.
— А что же тогда является главной внутренней точкой опоры любой страны?
— Религия и нравственность, — отвечаю я, разводя руками. — Экономика страны определяется, в конечном счете, ее политикой, а политика — идеологией. Идеология определяется нравственностью и религией. Государство обязано поддерживать религию и защищать нравственность, если оно хочет выжить в перспективе. В сытой и богатой Византии ослабла вера в Бога. Чем больше любви в душе, тем активнее, обостреннее, глубже становится такое понятие, как совесть. Чем больше любви, тем жестче защищается нравственность.
Во времена Христа никто просто не обращал внимания на то, что в храме сидят ростовщики и менялы. Безнравственные действия перестали ранить души людей. А Христу было нестерпимо больно видеть это, и он хлестал бичом торгующих и выгонял их из храма, — кстати, спасая их души при этом. Если люди перестают замечать безнравственные поступки, значит, у них разрушена обратная связь, значит, любовь покинула их души. Ну а дальше — «...Предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
В Византии спокойно относились к воровству, к разграблению собственного государства. Люди называли себя верующими, но быть таковыми перестали. Вера без дел мертва, как сказано в Новом Завете. Неправедные дела убивают веру, поэтому для защиты веры преступник должен быть немедленно наказан. Об этом также говорится в Библии. В Византии понятие христианской любви трактовалось с идолопоклоннических позиций. Гуманизм превратился в бесхребетность, мягкотелость и пассивность по отношению к преступникам. Византия была обречена, поэтому ее начали грабить и с запада, и с востока.
Недавно в телевизионной передаче я услышал потрясающую информацию. Православный историк Иван Пересветов писал, что турки, захватив Константинополь и разрушив его, порадовали тем самым Бога, потому что в этом городе неслыханных пределов достигли воровство и предательство. А восстанавливал там нравственность турецкий султан, захвативший Константинополь. Первым делом он казнил того, кто помог ему взять город, — помог посредством предательства своих соотечественников. Турецкий султан рассуждал просто и мудро: предал своих — значит, меня предаст и подавно.
Горожане, оставшиеся жить в Константинополе, по-прежнему не могли удержаться от воровства, и то, с чем столетиями не удавалось справиться византийским правителям, турецкий султан решил за один день. Он вывел на городскую площадь троих самых рьяных воров и велел с них, живых, содрать кожу. При этом попутно заметил, что если не воровали, то кожа сама отрастет. Разумеется, новая кожа не выросла ни у одного. В содранную кожу он велел набить сено и провезти три пугала по улицам Константинополя. Воровство сразу прекратилось.
— А в нынешней России, — продолжаю я, — положение довольно сложное. Недавно я услышал удивительную новость. Оказывается, большевики, захватив власть, совершенно не знали, что с ней делать. Каким должно быть государство? Какими должны быть законы? Должна ли быть нравственность? Этого, как выясняется, никто не знал. Поэтому, на самом деле, строили вовсе не социализм, — строили царскую монархию с точностью до наоборот. Там землей владели помещики — здесь должны быть колхозы, там была крепкая семья — здесь мы семью разрушим, там церковь запрещала аборты — здесь мы всем разрешим их делать.
В 1920 году в советской России Ленин разрешил аборты — здесь это произошло на 40—50 лет раньше, чем в европейских странах. После этого у Ленина ухудшилось здоровье и началась медленная агония, что вполне естественно, — после таких указов иммунитет явно не окрепнет.
А потом в стране начался сплошной экспромт, и пришлось вспомнить о христианских ценностях, чтобы не погибнуть.
Когда распался Советский Союз, все думали, что реформы направлены на строительство капитализма, — на самом же деле, строили тот же Советский Союз, но с точностью до наоборот. Там все принадлежало государству — здесь все должно принадлежать частнику. Там государство было сильным и умело защищаться — здесь государство мы разрушим, парализуем, сделаем его откровенно слабым. В Советском Союзе мораль, идею пытались поставить над деньгами, экономикой, — в нынешней России высшей ценностью мы сделаем деньги.
Советская идеология сделала попытку поставить нравственность над жаждой наживы, но это была всего-навсего замена одного поклонения — другим: поклонение настоящему заменили поклонением куску хлеба в будущем. Системная нравственность невозможна без веры в Бога. Язычник может быть исключительно нравственным и любящим, но его опыт не будет передан другим. Идеи коммунизма были несостоятельны, поскольку объединение людей происходило не через любовь и веру, а через уничтожение собственности, через насилие и поклонение куску хлеба.
Неуважение к государству после распада Советского Союза усилилось максимально. Осуждать реформаторов бессмысленно, потому что их поведение было закономерным. Тот, кто поклоняется светлому будущему, рано или поздно перейдет к поклонению светлому настоящему, а чуть позже будет поклоняться собственным животным желаниям, загрызая и уничтожая себе подобных.
В России все процессы протекают очень быстро. Будущее западного общества — это то состояние, из которого Россия сейчас пытается выбраться.
Реформаторы постсоветского периода, получив власть, также не знали, что с нею делать, поэтому пытались, по привычке, все идеи заимствовать на Западе. Но в европейских странах есть запас прочности, есть нравственные, экономические законы, существовавшие не одну тысячу лет. Запас прочности там колоссальный, поэтому Европа еще держится, несмотря на все тенденции вырождения.
Социализм рухнул сначала в сознании людей, это произошло в 70-х годах. Именно тогда все поняли: коммунизма не будет. Как только народ начинает презирать собственное государство, — оно обречено. Внутренняя несостоятельность рано или поздно превращается в презрение к собственной стране.
Несколько дней назад по телевизору показали следующий сюжет. Речь шла об Австралии. Обычно фермеры распахивают поля, а в том году по какой-то причине этого не сделали. Норки многочисленных мышей не были повреждены, и спустя некоторое время миллионные полчища грызунов ринулись на фермерские хозяйства. Они живьем поедали свиней, которые визжали в загонах. Мыши сожрали все, вплоть до проводов, а потом принялись пожирать друг друга. Пожилой фермер рассказывал перед видеокамерой: «Как только я увидел, что мыши начали пожирать своих собратьев, я понял, что это конец, теперь они должны исчезнуть. И через сутки, действительно, ни одной мыши здесь не осталось».
А мне тут же вспомнилась заметка в газете под названием «Крысиные короли». Когда крыс становится очень много и никакие методы борьбы с ними уже не помогают, тогда используют один беспроигрышный метод. Ловят крупного самца, морят его голодом, а потом запускают к нему в клетку более слабого. В животном мире своих пожирают только низкоорганизованные существа. У высокоразвитых животных существует табу на поедание себе подобных. Голодная крыса ломает этот барьер, а когда привычка пожирать своих собратьев закрепляется, этого самца выпускают на волю. Замечено, что все крысы сразу же уходят из этих мест. Объяснить этот факт ученые не могут, но феномен работает, причем безотказно.
На самом деле, это связано с биоэнергетикой. Когда животное начинает поедать себе подобных, оно в какой-то степени поедает самое себя и у него включается программа самоликвидации, причем эта программа начинает распространяться среди всего крысиного сообщества. Крысы чувствуют гибельность положения и разбегаются, стремясь остановить этот процесс. Часть из них, вероятно, погибает, не преодолев запущенную программу самоуничтожения. (На самом деле, феномен называется методом «крысиного волка», но суть его от этого не меняется.)
Тут же можно вспомнить о коровьем бешенстве, которое несколько лет назад напугало весь мир. В Англии возникла настоящая паника, поскольку эпидемия началась именно там. Мозги несчастных коров разрушались, превращаясь в месиво. Ученые лихорадочно искали опаснейший вирус, но так его и не нашли, потому что его не было. Оказалось, что коровам скармливали их же сородичей. Кости, сухожилия убитых коров перетирались в муку и использовались в качестве корма для других коров. В результате возникала программа самоуничтожения, которая приводила к разрушению мозга.
Чаепитие продолжается. Я беру чайник и наливаю кипяток в чашки, стоящие на столе.
— Сейчас во всем мире царствуют «крысиные короли», — резюмирую я. — Монархия нынешнего времени, так сказать.
Мой приятель не спеша прихлебывает чай, сосредоточенно глядя прямо перед собой, потом медленно произносит:
— Как же можно улучшить положение в России, как же победить чиновников?
— А чиновников может победить только народ, общественное мнение, — отзываюсь я. — Но общество объединяется только тогда, когда есть цель, когда есть вера и нравственность. В принципе, Россия к этому идет.
— А все-таки, — говорит он, вопросительно глядя на меня, — погибнет страна или нет?
Я гляжу в окно на пасмурное небо и медлю с ответом. Поздняя осень; в этом году она непривычно теплая. Повернувшись к собеседнику, я отвечаю:
— В 1991 году мне поставили диагноз — рак. Мой родной брат сказал мне, что шансов у меня нет. Тогда все для меня потеряло смысл, осталось только одно — заботиться о своей душе. Я стал мягче, добрее, вспомнил о любви. На душе стало светло. И после этого будущее у меня изменилось. Каждый из нас может заботиться о своей душе. Через любовь и веру, через воздержание и дисциплину мы спасаем свою душу и вместе с ней — свое будущее. А на уровне души мы все едины, и если спасется один, то могут спастись все. Несколько святых могли спасти Содом и Гоморру.
Мы привыкли считать святым того, кто постоянно молится, практически ничего не ест и удаляется от общества. Но это только внешние признаки святости. В реальности святой — это тот, кто заботится о своей душе, тот, для кого любовь и вера стоят на первом месте. Я смотрел на тонком плане, как выглядит душа любящего человека. Ты знаешь, она светится. Наверное, потому и называют таких людей святыми. Так что в нынешнее время каждый из нас может быть спасителем человечества, и если люди поймут это, — у всех нас появится шанс.
С. Н. Лазарев «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 5
****************************************************************
Сергей Николаевич Лазарев - автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.
Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева - это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.
Дорогие Друзья! Если Вам понравилась информация, и Вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!