Найти тему

Наследничек

Вы бы знали до какой степени негодования меня доводит тот факт, что средневековая история Европы более красочная, чем российская. Чего только стоят замки баронов, сияющие доспехи рыцарей и крестовые походы. В русской истории нечего подобного нет, и это ужасно обидно. Так я думала до того, как освоила талмуд Карамзина. Язык в нем, конечно, свирепый. Стилистика так выморочена, что иногда к смыслу не подберешься. Но если все-таки подсоединить в зажигании головного мозга нужные провода, может выйти очумительный эпос. Ниже привожу одну из историй.

Возможно, многие помнят из уроков школьной истории князя Галицкого Ярослава Осмомысла. Больно уж имя причудливое. Это был крутой чел, славный мудростью и красноречием. В его обширных владениях народ благоденствовал. Его заботила промышленность, торговля, а чтобы русские зазря не проливали кровь, он нанимал иноземцев для защиты границ. Тогда половцы, знаете ли, изрядно портили кровь русским. Сам же никогда не зарился на чужие земли. И если в общественной жизни у Ярослава было все схвачено, то успехи в личной жизни были куда более скромными. Его первая жена сбежала от него в монастырь. И это была не просто какая-то княгиня, это была Ольга, дочь Юрия Долгорукого, внучка Владимира Мономаха! С сыном у Ярослава отношения тоже не задались. Владимир Ярославич был охоч до любовных приключений, бестолков и ленив. Чем невероятно бесил своего мудрого и сильного отца. Ярослав выгонял Владимира из Галича, по крайней мере, трижды. Никто не вечен, поэтому Ярослав взял с бояр слово, что галицкую землю унаследует его сын Олег. Но вот в чем проблема, Олег был незаконным, Ярослав прижил его от некой Анастасии. Его так и называли Настасьич.

Когда Ярослав сыграл в ящик, бояре наплевали на все статьи завещания. Они прогнали Олега с матерью и призвали Владимира. Тот прибыл и тотчас же принялся за свое любимое дело - портить девушек и совращать жен боярских. Владимир был начисто лишен чувства благодарности. Он сошелся с некой попадьей, все время бражничал и спал. Бояре не выдержали и поставили ему ультиматум. Отправь попадью на казнь, сам берись за ум или мы тебя скинем. Такими смелыми бояре стали только после того, как снеслись с князем Романом Волынским, это был могущественный властитель. Вот как звучала его любимая фраза: " Чтобы спокойно есть медовый сот, надобно задавить пчел".

Владимир струхнул и бежал в Венгрию к королю Белу за помощью. Бела рассудил, что ему богатая галицкая земля тоже нисколько не помешает. Роман Волынский даже не успел занять хоромы, как появились венгры. Не чувствуя поддержки горожан и бояр, он прихватил казну и убрался по-добру по-здорову.

Пока сын короля Венгрии Андрей обживался в русском городе, Владимир Галицкий томился в плену, в каменной башне. Карамзин упоминает некий шатер, который был там установлен для отдыха, и что эта палатка была изрезана на тряпки, чтобы изготовить веревку для побега. Итак Владимир Галицкий бежал, бежал он к Фридриху Барбороссе, императору Священной Римской Империи, который тогда еще готовился к походу в Палестину. Барбаросса, занятый своими проблемами, не мог помочь русскому изгнаннику. Но дал ему рекомендательное письмо к Казимиру Справедливому, польскому королю, который давно точил зуб на короля Белу и ревновал к его успехам.

-2

Военный поход удался. Поскольку поляки во главе с королевичем Андреем вели себя в Галиче как в гостях, а именно: "отнимали жен у супругов, ставили коней в дома боярские, в самые церкви; позволяли себе всякого рода злодейства (одному Богу известно какие ужасы скрываются за этой фразой)", поэтому галичане с встретили Владимира Галицкого с распростертыми объятиями. Возможно, они понадеялись, что страдания облагородили его характер.

Владимир Галицкий сидел в Галиче до самой смерти, и летописи больше не упоминают о его лихоимствах. Как говорится горбатого могила исправит, лично я не верю, что князь остепенился. Просто галичане, скушавши пуд соли, были теперь готовы терпеть любые обиды. После себя Владимир не оставил детей. Хотя Карамзин пишет, что жена и двое сыновей у него были, выходит, отец их пережил. На Владимире пресекся славный род Володаря Галицкого.

А переменчивые галичане получили нового властителя, им стал Роман Волынский, тот который лакомился медом только после того, как уничтожал пчел.

-3