В канун Дня Победы и некоторое время после него все отечественные СМИ полны новостей о плохих и негодных девочках-дизайнерах, которые опять проиллюстрировали Великую Победу советского народа фотографиями битых гитлеровцев или тупых американцев. Происходит это из года в год и является одним из главных развлечений на соответствующих форумах. Плохие, плохие девочки!
А если отбросить актуальную накипь (хайп, как говорят сейчас), то выяснится любопытное дело. Фотографий (хороших и годных) Великой Отечественной Войны очень мало (около тысячи) и почти все они хорошо известны годов эдак с шестидесятых. И хочет нынешний патриот засандалить героический баннер, а в интернете (и фотобанках) одни фашисто-капиталисты попадаются. Почему так?
Дело в том, что фотографировать в Красной (Советской) армии в тот период крайне не рекомендовалось. Специально в полках (и даже в отдельных батальонах) держали особых специалистов по противодействию фотографам, алкоголикам, дисциплинарным нарушителям и вообще слишком умным красным командирам (офицерам) и красноармейцам (солдатам).
Кстати и личные дневники в годы ВОВ запрещалось вести специальным приказом. Письма цензурировались (что не скрывалось) и излишняя цветистость и информативность не поощрялась. Так что почти все нынешние «реликвии Победы», кои так любят наши СМИ когда отрабатывают патриотическую тему (фото, дневники, письма), оставлены и сохранены нарушителями воинской дисциплины, преступниками и недораскрытыми шпионами. Знайте это.
К чему это пространное вступление. А вот к чему.
И сейчас полно служащих разных ведомств, которые противодействуют фотографированию или другому сохранению памяти о любом объекте, субъекте или событии. Попытаться запретить снимать могут где и когда угодно по любой причине. Даже в наш век медиа и камеры в каждой пуговице все равно находятся энтузиасты профессии, которые пытаются ограничить, запретить и не дать.
Но идет время. Подобный «вахтер» выходит на пенсию и почти сразу же хочет начать гордиться своим героическим прошлым. А никакого прошлого — со взлетами и падениями, со свершениями и потерями — оказывается и нет. Он же запрещал снимать свой склад с сапогами.
Поэтому приходится — плюясь, крестясь и матерясь — лезть на сайт университета Индианы, где (почему-то бесплатно и в хорошем качестве) выложен его дорогой склад во всех видах начиная с XX века и брать фото у них. Абсолютно то же относится к любому документу или событию в нашей истории. В библиотеке конгресса США книга есть, а у нас нет (ну то есть наверно есть, но за 75 лет никто не догадался ее отсканировать и выложить во всеобщий доступ).
Так было и так будет, хотя в последний момент наметился другой любопытный тренд. На какую-нибудь крупную государственную (или частную) лавочку работают специальные фотографы и корреспонденты. Например, публикуется отчет о событии с двумя фотографиями и невнятным текстом, а все остальные материалы (тысячи фото и масса другой интересной информации) пропадает непонятно где в недрах этих самых контор. Что-то может потом и всплыть, вот только вероятность такого события невелика.
Можно привести тысячи примеров, но вы и так их все знаете.
Вывод: делайте свои фотографии везде, где только можно (и даже нельзя) и не стесняйтесь ими делиться. Со временем «вахтеры», СМИ и патриоты завтрашнего дня приползут к вам на коленях.