Найти тему
Макарова Светлана

Хендмейд-бренды и микробизнес в творчестве

С февраля 2020-го я начала официально вести бизнес-консультации и хочу отдельно написать про особенности работы с клиентами мастерами, так как это уникальная ниша в микробизнесе. К слову, таких консультаций уже проведено больше 70.

Потребности мастеров и творцов отличаются от любых других ниш. Более того, разнятся у каждого в частности. Именно поэтому требуется максимально индивидуальный подход и опыт работы с мастерами в разных сферах. Помимо очевидных различий в подборе целевой аудитории, методах рекламы и презентации, я сталкиваюсь с абсолютно разными структурами мастерских, производственными особенностями, которые неизбежно будут влиять на наш совместный план по развитию.

Хочу напомнить о важном моменте - творчество, крафт, хендмейд, как угодно назовите - это самый настоящий малый бизнес, хотя по оборотам порой тянет на средний. Магазин мастера - это не просто витрина. Это бренд. Мастер сам по себе уже является брендом.

Это важно понять, чтобы в развитии, оформлении и продвижении использовать доступные инструменты бизнеса, адаптированные под индивидуальные условия. Даже если мастер просто осознает и принимает эту данность - это уже вносит свои коррективы во взгляд на рост и перспективы собственного дела.

Итак, хочу вам рассказать, как проходят мои сессии с мастерами. Это важный текст для понимания того, каким должно быть содержание хорошей профессиональной консультации. Эти сведения полезны как для опытных мастеров, так и для тех, кто только планирует развиваться и зарабатывать на своем творчестве.

Я не призываю никого идти именно ко мне, но вы сможете отличить предложения шарлатанов и просто любителей от экспертов своего дела.

Таким образом, вы не только сделаете правильный выбор, но и сэкономите свои время и деньги, вложив их более эффективно.

📌Шаг номер 0. Диалог. Я выясняю, чего вы хотите (какова ваша цель) и какими вы располагаете ресурсами. Это супер важно, так как можно очень сильно хотеть снимать видео-уроки и открыть онлайн-школу, даже купить курсы для этого, но не иметь возможности купить хорошую камеру. Звучит как что-то очевидное. На деле многие забывают оценить свои финансовые возможности, производственные, командные. И этот пункт крайне важен, чтобы заранее все проанализировать и уберечь от ошибок и лишних телодвижений.

📌Первое, что мы делаем - разбираем сами работы мастера. Концепцию, качество, актуальность, дальнейшие направления в творчестве, коллекции и так далее.

Я могу позволить себе оценивать работы мастеров благодаря колоссальной профессиональной насмотренности в крафте, знаниях в отдельно взятых направлениях творчества и внутреннему пониманию рынка. И, конечно, как глава коллегии по конкурсному отбору на крафт-фестиваль «ArtFlection».

Мы можем сделать акцент на уже существующей коллекции и продумать для неё интересную подачу. Или я предлагаю идеи для новых коллекций. Да, это я тоже делаю.

Если продвигать и рекламировать нечего - консультацию я вести не буду. Если уж так вышло, что работы мне не нравятся, я честно предлагаю арт-разбор (который разнос, на самом деле) или отказываюсь консультировать.

Потому что в конечном итоге абсолютно вся эффективность любой рекламной кампании сводится к самому продукту/услуге. Если фундамент вашего Дела некачественный и неактуальный, никакие усилия это не исправят. Только изменение концепции и подхода.

📌 На следующем этапе мы обсуждаем подачу работ. Фотографии, текст и ленту (если это инстаграм).

Как сделаны снимки, нужно ли менять стиль, как делать фотографии самостоятельно, какие ракурсы для работ актуальны и т.д. Детальный разбор по всем фронтам. Также я могу порекомендовать каждому мастеру конкретных фотографов, чей стиль отлично подойдет для представления определенных работ и коллекций.

Кроме того, делюсь всеми инструментами для обработки фото и видео, которыми пользуюсь и я, и мои коллеги.

Отрабатываем дизайн составляющую, если она нужна. Шрифт, логотип, оформление, обложки, визитки и т.д. Тут я даю рекомендации и передаю вас в руки нашего дизайнера. Она хороша.

Новая шапка для страницы мастерской авторских бокалов Dragon Heart вконтакте
Новая шапка для страницы мастерской авторских бокалов Dragon Heart вконтакте

Текст - это отдельная история и значительная часть подачи. Для начала стоит понять, нужен ли он вам вообще. А если нужен - то какой именно. Это могут быть истории, сухое описание, живой диалог, монолог-самопрезентация, обучающие тексты. Мы плотно разбираем взаимодействие мастера через текст с подписчиками.

Лента - ваша визуальная визитка. Только один раз у меня не было замечаний к ней. Обсуждаем стиль, формат ведения, способы компоновки и планирования ленты.

Новый вид ленты мастерской сумок и кожаных аксессуаров Гришландия в Instagram
Новый вид ленты мастерской сумок и кожаных аксессуаров Гришландия в Instagram

📌 Архитектура и логика расположения элементов в соцсети или на сайте определяет, как быстро покупатель заинтересуется вашим предложением и насколько просто перейдет от просмотра к покупке. Если вкратце, отвечаем на вопрос: не создаем ли мы клиенту препятствий к покупке? И если да (почти всегда да), то какие и как это исправить.

Мы можем проанализировать, почему человек совершил покупку. Но вот причин, по которым он ее не сделал, мы не можем знать наверняка. За исключением редких случаев, когда человек сам дает обратную связь и пишет отзыв с пожеланиями или критикой.

Наша задача минимизировать причины, по которым покупка может не совершиться. Например, у вас неудобный сайт для онлайн покупок. Сделав его удобным, мы не найдем новых клиентов среди тех, кому не нужен ваш товар. Но мы можем убрать причину (“неудобно”) и привлечь клиентов из вашей целевой аудитории.

📌Инструментарий.

Мы разбираем и выбираем инструменты, которыми вы можете свободно пользоваться для эффективного продвижения. И хотя они известны и доступны, их часто недооценивают или используют неэффективно.

Например, прямые эфиры в инстаграме. Если мы затрагиваем этот инструмент, то обсуждаем все: как себя вести и что делать (где сидеть, что говорить, как говорить и что надеть - да, это тоже важно, и т.д.). Я рассказываю про особенности совместных эфиров; анализирую потенциальную пользу для вас; мы разбираем включение презентаций, контент для конкретного мастера в эфирах и многое другое. Вы получаете полное понимание того, как использовать этот инструмент для продвижения именно вашего Дела.

Подробный разбор касается любого инструмента, который выбирается для целей мастера.

Я могу долго перечислять все существующие инструменты, но сейчас вам это не нужно. На консультации мы обсудим только те из них, которые могут быть полезны для вас.

📌Самое классное и трудоемкое. Реклама.

Если это социальные сети, разбираем возможности таргета и бесплатные способы рекламы.

Например, если мы используем для рекламы «конкурс», то мы подробно разбираем механику этого инструмента. Удивительно, но я не встречала почти никого, кто делал бы это результативно.

С таргетом все сложно, долго, но очень эффективно. Мы разбираем все, что нужно для вашего текущего уровня понимания этого инструмента и только потом дальше углубляемся в этот вопрос.

Классно, что люди сразу перестают сливать $ в необдуманные кнопки настроек. Не люблю пустые траты.

📌Здесь не обойдется без пресловутой целевой аудитории (ЦА).

Самый важный пункт и самый первый перед тем, как вообще приступать к какой-либо рекламе. Вы, вероятно, уже слышали про сегментирование ца, способы ее определения и тестирования. Но самая большая сложность всегда в том, чтобы на практике применить изученное в теории и сделать знание прикладным, посмотрев на свое Дело со стороны.

Особенно непростая ситуация, когда вы понимаете, что стандартное представление о вашей ЦА ошибочное (не рабочее). Например, вы создаете концептуальные ювелирные изделия ручной работы стоимостью от 15 тыс. Вам говорят, что нужно охватить людей, которые интересуются дорогими ювелирными украшениями. Но такая логика заведомо неверна и не применима к вам. Поиск вашей ЦА в данном случае должен начаться с определения точек соприкосновения с аудиторией во взглядах на эстетику, выявления предпочтений в одежде, сегментирования профессий и так далее.

Визуальный ряд для ювелирных украшений KOÓKOOZI
Визуальный ряд для ювелирных украшений KOÓKOOZI

Безусловно, продвижение не ограничивается соц. сетями. Мы рассматриваем все возможные платформы, которые могут пригодиться в каждом конкретном случае. Может, вы никогда и не думали о каком-нибудь ресурсе, а именно он принесет вам успех.

У меня большой опыт рекламных и таргет компаний на фестивале «ArtFlection» и в других организациях арт-направленности, где я выступаю наемным специалистом.

Из последних кейсов - наш фестиваль посетили почти 30 тысяч гостей. Мой клиент - пекарня - увеличил выручку на 40%. И это в период карантина! Магазин авторских вещей за месяц увеличил продажи на 15%. К сожалению, у меня нет разрешения на разглашение имен и цифр в денежном эквиваленте, но я хочу, чтобы вы увидели реальные результаты совместной работы и понимали, что и вы так можете. Всегда, в любой момент времени.

📌Отдельно, но не всегда - PR.

Работа со СМИ, имиджевые публикации, как общаться с журналистами, где их находить, как вообще попасть в издания. Делюсь своим опытом и рассказываю, какой направленности СМИ больше подходят для мастера.

📌Психология. Как она тут у меня оказалась?

Уже на практике стало понятно, что мастера не делают многое из того, что могли бы, из-за внутренних блоков (предрассудков, страхов, комплексов). И если с этим не разобраться, то начать работать продуктивно будет проблематично.

Стоит оговориться: я не специалист в этой области. Но проблемы внутреннего характера (как показать свою личность в бренде, как говорить о себе, как открыто писать о продажах и заработках) у мастеров очень схожи. Вместе мы уже нашли решения, которые я предложу вам. У меня есть конкретные способы адаптировать экстравертивные инструменты для мастеров-интровертов и конкретные способы “раскрыть” вас.

📌Попутно я даю пароли явки всех наших подрядчиков (печать, доставка, изготовление стафа, литейщики - багаж большой и проверенный). Более того, я вам скажу, с кем работать НЕ надо. И это ещё полезнее.

📌И, конечно, я отвечаю на все заранее присланные вопросы и запросы, объясняю любые непонятные моменты. Например, что такое пиксель, парсинг, как не словить бан. Как продавать дорогие работы, как перейти от работы на заказ к работе по наличию, с чего вообще начать выход в сеть и так далее. Уровень осведомлённости у всех абсолютно разный, так что тут все индивидуально.

Повторюсь еще раз. Вы можете идти на консультацию ко мне, можете найти другого человека, можете записаться на курсы. Не важно. Я показала вам, что вы должны получить у специалиста.

Обязательно всегда узнавайте, есть ли индивидуальная обратная связь, так как то, что подойдет онлайн курсам или магазину часов, может быть совершенно неприменимо к вашему делу.

Обязательно изучите основную деятельность специалистов, к которым обращаетесь. Если они занимаются только курсами - вообще не стоит к ним идти. Если основная деятельность не по вашему профилю - есть шанс не получить ответов на свои вопросы. И обращайте внимание на спектр сильных сторон. Например, курс ведет художник, у которого единственный кейс - успешное продвижение себя. Если вы работаете в схожем направлении, вам, вероятно, стоит обратиться к этому человеку. Если же нет, то вы попадете в ситуацию, когда узконаправленный опыт может вам не подойти.

И помните: чтобы получить результат, нужно заранее настраиваться именно на совместную работу. Никаких волшебных таблеток не бывает. Просто прослушав лекцию, вы не добьетесь успеха. И вы, и специалист должны быть готовы к предметным обсуждениям, решениям и действиям.

Даже написание текста и его редактура не могут происходить в отрыве друг от друга. Готовый грамотный текст, например, этот - результат опыта оформленного в буквы и профессионализма редактора, который следит за цельностью текста, построением логики внутри статьи и исправлением ошибок (слава богу).

Любите то, что делаете, и постарайтесь проникнуться симпатией к продвижению любимого дела :)

Все у вас получится!

Это просто я, чтобы вы познакомились со мной в лицо.
Это просто я, чтобы вы познакомились со мной в лицо.