Найти в Дзене
Немного истории

Японский тяжелый бомбардировщик Мицубиси Ки-21

При подготовке к войне Верховного Командования авиации Коку Хомбу оказалось, что японские имперские армейские ВВС оказались без дальнего бомбардировщика, способного наносить удары по стратегическим целям. В качестве временной меры правительством Японии было решено заказать в Италии на фирме "Аэриталия" 72 бомбардировщика "Фиат" BR.20, и первые BR.20 поступили в течение шести месяцев в феврале 1938 года. За это время была подготовлена замена - новый японский дальний бомбардировщик. Технические Требования предполагали создание бомбардировщика, способного наносить удары по отдаленным объектам на территории Советского Союза с японских баз в Маньчжурии. Максимальная скорость предполагалась 400 км/час на высоте 3000 метров, которую самолет должен был набирать с полной нагрузкой за 8 минут. Продолжительность полета при скорости в 300 км/час определялась в 5 часов. Взлетная дистанция 300 метров, экипаж четыре человека, оборонительное вооружение тр
Японские бомбардировщики Мицубиси Ки-21 в полете.
Японские бомбардировщики Мицубиси Ки-21 в полете.

При подготовке к войне Верховного Командования авиации Коку Хомбу оказалось, что японские имперские армейские ВВС оказались без дальнего бомбардировщика, способного наносить удары по стратегическим целям. В качестве временной меры правительством Японии было решено заказать в Италии на фирме "Аэриталия" 72 бомбардировщика "Фиат" BR.20, и первые BR.20 поступили в течение шести месяцев в феврале 1938 года. За это время была подготовлена замена - новый японский дальний бомбардировщик. Технические Требования предполагали создание бомбардировщика, способного наносить удары по отдаленным объектам на территории Советского Союза с японских баз в Маньчжурии. Максимальная скорость предполагалась 400 км/час на высоте 3000 метров, которую самолет должен был набирать с полной нагрузкой за 8 минут. Продолжительность полета при скорости в 300 км/час определялась в 5 часов. Взлетная дистанция 300 метров, экипаж четыре человека, оборонительное вооружение три 7,7 мм пулемета на подвижных установках. Бомбовая нагрузка 750 кг, а при уменьшенной дальности полета - 1000 кг. (Стоит заметить, что по европейской классификации бомбардировщик скорее относился к средним бомбардировщикам). Двигатели предполагались Hакадзима На-5 мощностью в 950 л. с. у земли или Мицубиси На-6 мощностью 825 л. с., 14-цилиндровые воздушного охлаждения. Специально оговаривалась возможность эксплуатировать самолет при низких температурах в условиях Сибири. В конкурсе участвовали фирмы Hакадзима, Мицубиси и Кавасаки, которые предложили проекты самолетов Ки-19, Ки-21 и Ки-22. Комиссия сразу отклонила вариант фирмы Кавасаки, а фирмам Мицубиси и Hакадзима были заказаны опытные прототипы для конкурсных испытаний. К проектированию бомбардировщика Ки-21 были привлечены два самых опытных инженера фирмы Мицубиси Кюнодзо Озава и Hаката.

Схема бомбардировщика Мицубиси Ки-21.
Схема бомбардировщика Мицубиси Ки-21.

Бомбардировщик Мицубиси Ки-21 представлял собой двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан, фюзеляж овального сечения полумонококовой конструкции с работающей обшивкой и двигателями На-6 "Шинтен" (Гром) с трехлопостными винтами изменяемого шага "Гамильтон Стандарт". Крыло трехлонжеронное имело работающую обшивку из легкого сплава и было разделено на три секции, элероны из легкого сплава с тканевой обшивкой. Закрылки цельнометаллические с гидравлическим приводом. Бомбоотсек размещался под лонжеронами центроплана, над ними размещались два бензобака, сдвинутые к левому борту, справа был проход в хвостовую часть. Оперение имело металлическую конструкцию с полотняной обшивкой. Первый и второй пилот - штурман располагались рядом, бомбардир размещался в носовой части, стрелок - радист в кормовой. Оборонительное вооружение три 7,7-мм пулемета Тип-89 - один в носовой башне с углами обстрела в вертикальной плоскости, второй в задней башне, а третий в нижнем люке. Шасси убирались и выпускались гидравлическим приводом.

Бомбардировщик Мицубиси Ки-21-I. Башня кормового стрелка удлиненная.
Бомбардировщик Мицубиси Ки-21-I. Башня кормового стрелка удлиненная.

Первый опытный прототип бомбардировщика Ки-21 взлетел 18 декабря 1936 года, второй опытный прототип был готов через месяц. Второй опытный прототип самолета отличался удлиненной башней стрелка вместо полусферической башни, так как продувка в аэродинамической трубе показывала большее воздушное сопротивление полусферической башни. После заводских испытаний оба самолета были направлены для проведения конкурсных испытаний с самолетами Hакадзима Ки-19. Соревнования продолжались более двух месяцев, конкурсанты показали близкие результаты. Бомбардировщик Ки-19 фирмы Накадзима показал лучшую точность бомбометания и хорошую управляемость, бомбардировщик Ки-21 фирмы Мицубиси имел лучшие летные характеристики.

Конструкторы фирмы Мицубиси внесли изменения в конструкцию бомбардировщика. Остановились на двигателе На-5 мощностью 950 л.с. у земли и 1080 л.с. на высоте 4000 метров. Массивная носовая башня на Ки-21 была заменена на носовую часть по образцу Ки-19, верхняя пулеметная башня была продолжена вперед, уступ в нижней части фюзеляжа был устранен, оперение было незначительно изменено, в результате улучшилась устойчивость бомбардировщика в момент сброса бомб. Когда испытания продолжились осенью 1937 года, обновленный Ки-21 показал превосходство над конкурентом. В ноябре 1937 года армия заключила контракт с фирмой Мицубиси. Самолет получил обозначение "тип 97" - "тяжелый бомбардировщик армейский тип 97 модель 1А" (Ки-21-1а). В системе кодов союзников самолет получил обозначение "Салли".

Тяжелый бомбардировщик Мицубиси Ки-21-1а.
Тяжелый бомбардировщик Мицубиси Ки-21-1а.

Выпускались следующие модификации бомбардировщика Мицубиси Ки-21: Ki-21-I - первая серийная модификация, производившаяся на заводе фирмы Мицубиси и по лицензии на заводе фирмы Накадзима. Бомбардировщики этой модификации внешне ничем не отличались от третьего прототипа, оснащались теми же двигателями Накадзима На-5 мощностью 1080 л. с., но имели увеличенный запас топлива. Первым вариантом стал Ki-21-Ia с тремя 7,7-мм пулеметами Тип 89 носовой, верхней и нижней огневых точек. затем выпускался Ki-21-Ib, отличавшийся усиленным оборонительным вооружением - добавлены два 7,7 мм пулемета в фюзеляже для ведения огня из боковых окон и в хвостовой дистанционно управляемой установке. Были увеличены площади закрылков и горизонтального оперения. Кроме того, возрос объем бомбоотсека, а бензобаки были частично протектированы резиной. Также выпускался вариант Ki-21-Iс, вооруженные дополнительным пулеметом в боковом окне. Были применены усиленные стойки шасси с колесами большего диаметра. В заднем бомбоотсеке мог устанавливаться дополнительный топливный бак, при его использовании четыре 50-кг авиабомбы располагались на узлах внешней подвески. Некоторое количество бомбардировщиков Ki-21-Ia после снятия с вооружения было переделано в транспортные самолеты, которые применялись ВВС и авиакомпанией "Авиалинии Великой Японии" под обозначением МС 21. Ki-21-II - вторая серийная модификация с учетом опыта боевого применения самолетов Ki-21-I в Китае. Самолеты оснащались двигателями Мицубиси На-101 мощностью 1500 л. с., при этом максимальная скорость на высоте 4400 метров возросла до 478 км/час, а потолок до 10000 метров. Бомбардировщики варианта Ki-21-IIа практически отличались от серии Ki-21-Iс только новой силовой установкой. Ki-21-IIb отличался установкой на них вместо фонаря кабины стрелка большой сферической башни с одним 12,7-мм пулеметом Тип 1. Кроме того, применялась бронезащита пилота и башенного стрелка в виде стальных плит толщиной 16 мм и 12,5 мм.

Тяжелый бомбардировщик Мицубиси Ки-21-2в.
Тяжелый бомбардировщик Мицубиси Ки-21-2в.

Всего было выпущено 2064 самолета Мицубиси Ки-21 разных модификаций, стоящих на вооружении с 1938 года по 1945 год.. Тяжелый бомбардировщик Ки-21-1а имел следующие характеристики - размах крыла 22,5 метра, длина самолета 16 метров, высота самолета 4,35 метра, площадь крыла 69,9 кв. метра. Вес пустого самолета 4961 кг, нормальный взлетный 7492 кг, максимальный взлетный 9710 кг. Максимальная скорость 432 км/час. Практический потолок 8600 метров. Дальность полета нормальная 1500 км, максимальная 2700 км. Бомбовая нагрузка 1000 кг.

Летом 1938 года новые бомбардировщики получил 60-й сентай (авиационный полк), дислоцированный в Маньчжурии и в течение зимы 1938 - 1939 годов участвовавший в дальних рейдах на китайские города. Весной 1939 года 58-й и 61-й сентаи также получили Ки-21. В конце мая 1939 года бомбардировщики Ки-21 перебросили к монгольской границе в район Номонганского плато для участия в боях у Номонган - Бурд - Обо, практически переросших в советско - японский конфликт на реке Халхин - Гол. 27 июня 1939 года 23 японских бомбардировщика Ки-21 в сопровождении истребителей пересекли монгольскую границу и атаковали аэродром Тамцак-Булак, где базировался советский истребительный авиационный полк, при этом два Ки-21 были сбиты, а один из-за отказа двигателя совершил вынужденную посадку в пустыне и стал трофеем советских войск. В дальнейшем интенсивные бомбардировки производились японскими самолетами в период с 3 по 10 июля. Опыт боев в Китае и на Халхин - Голе показал слабость оборонительного вооружения. В новой модификации Ки-21- Ib к трем 7,7 мм пулеметам добавили четвертый для стрельбы через бортовые окна в хвостовой части фюзеляжа. Был установлен пулемет и в кинжальной установке. Бензобаки были частично протектированы резиной, введено бронирование мест экипажа. В начале Второй мировой войны на Тихом океане Ки-21 были лучшими бомбардировщиками ВВС японской армии и добились хороших результатов, нанося бомбовые удары по целям на Филиппинах, в Бирме и Малайе. Бомбардировщики Kи-21 уничтожили базы британских и австралийских Королевских ВВС в Агор Сетари, Сунгаи Петани и Баттерворте. Но как и многие бомбардировщики, они были сильно уязвимы от огня зенитной артиллерии и истребителей противника. В 1944 году бомбардировщик Ки-21 уже не соответствовал задачам в условиях наступления союзников на Тихом океане. Однако ВВС продолжали использовать бомбардировщик, так как предполагавшийся ему на замену бомбардировщик Ки-49 фирмы Hакадзима оказался сложным в управлении и нес меньшую боевую нагрузку. В 1944 году начался вывод бомбардировщиков Ки-21 из боевых частей, но 58-й сентай воевал на Ки-21 до конца войны.

Самолет Ки-21 выпускался около семи лет и участвовал почти во всех операциях армейской авиации Японии. Ко времени вступления в строй в 1938 году это был выдающийся самолет, но с появлением у противников Японии более совершенных самолетов, он устарел, но прослужил в японских ВВС дольше, чем любой другой самолет.

Список источников. Дорошкевич Олег Витальевич. Самолеты Японии Второй Мировой войны; Авиационная энциклопедия. Уголок неба. Mitsubishi Ki-21; Виртуальная энциклопедия военной авиации. Японские самолеты Второй Мировой войны; Авиация Второй мировой. Ki-21 "Sally" Средний бомбардировщик Mitsubishi ; Нашей Родины Красные соколы. Военные самолеты. Авиация Второй Мировой войны. Военные самолеты Японии. Мицубиси Ки-21; Военное оружие и армии мира. Армия Японии. Бомбардировщик Мицубиси Ки-21 - средний в роли тяжелого;