Помните, как в 90-е и 00-е по всей стране прокатилась волна трамвайных погромов. Из всех щелей говорили, что трамвай медленный, пробки создаёт и вообще плохой. Воронеж, Архангельск, Астрахань и многие другие города лишились трамвая, в остальных уменьшилась трамвайная сеть. Санкт-Петербург пустил под нож обширную часть своей трамвайной сети, лишив себя звания трамвайной столицы мира. Москва не отставала, преспокойно уничтожала свои трамвайные линии.
Сейчас происходит осознание того, что уничтожение трамвая - огромная глупость и он мало-помалу получает развитие. Где-то ремонтируют трамвайные рельсы, в немногих городах строят новые трамвайные линии, приобретают новый подвижной состав. Справедливости ради, закрытия систем не прекратились, но происходят уже не так легко и не получают какой-либо поддержки со стороны горожан. В общем, трамвай возрождается.
Однако, желание что-то закрывать и уничтожать никуда не исчезло. И на место трамвая поставили троллейбус. Причины не сильно отличаются от тех, по которым "расстреливали" трамвай: медленный, ненадёжный, не может маневрировать, тормозит автомобильный поток и так далее.
Здесь возникает сомнения в том, что у троллейбуса есть будущее. Но не спешите хоронить троллейбус, у него есть плюсы и будущее, правда, немного в другой форме.
Итак, во-первых, эта пресловутая экологичность. Всё-таки, даже газовые автобусы ЕВРО-5 выбрасывают на улицы наших городов токсичный коктейль. Да, электричество для троллейбусов не берётся из воздуха, но выбросы происходят на окраине и на большой высоте, а не под окном вашего дома. Вырабатывать энергию можно, используя более экологичные источники (гидроэлектростанции, АЭС, ТЭС на газу). Уменьшить выбросы можно, устанавливая на ТЭС фильтры, используя более экологичные виды топлива.
Выбросы автобусов у вас не получится уменьшить. Да, можно установить фильтры и ещё что-то сделать, но это очень дорого и эффективность такого действия сомнительная.
Ну ладно, аргумент об экологичности вряд ли на вас подействует, а как насчёт экономичности?
Троллейбус дешевле в эксплуатации, чем газовый автобус, а дизельный и подавно.
Вот данные от Мосгортранса за 2013 год:
эксплуатация троллейбуса - 3,41 миллиона рублей/год
эксплуатация автобуса - 3,94 миллиона рублей/год
Комфортность троллейбуса также выше, чем у автобуса, он идёт тише, нет дребезжания и каких-либо неприятных запахов.
В плане динамики троллейбус также лучше автобуса. Он быстрее разгоняется, по скорости не хуже, а лучше автобуса (но здесь очень важна контактная сеть, если она устаревшая, то по скорости троллейбус будет проигрывать автобусу).
- Так что, за троллейбусом будущее?
И да, и нет. Всё-таки троллейбус обладает рядом недостатков, главные из которых - отсутствие манёвренности, зависимость от контактной сети, ему необходима инфраструктура. Да, у трамвая те же проблемы, но они компенсируются высокой провозной способностью, он играет роль магистрального транспорта.
А у классического троллейбуса будущего нет.
Но троллейбус с увеличенным автономным ходом - это вполне реальное будущее. Такой троллейбус лишен ключевых недостатков обычного троллейбуса - манёвренности, зависимости от контактной сети. Он уже есть во многих городах мира, в том числе и в России.
В общем, не спешите уничтожать троллейбусную инфраструктуру, особенно, если она хорошо работает. Троллейбус с батарейками - транспорт будущего, который станет логичным продолжением троллейбусной истории, лишённой недостатков.