20 мая день рождения легендарного британского и американского певца Джо Кокера, человека с интересной судьбой, которому суждено было стать одним из известнейших певцов мира. В этом году дата не круглая. Будь артист жив сегодня, ему бы исполнилось 76 лет. Тем не менее, это формальный повод, чтобы поговорить об артисте, к творчеству которого я хотел подобраться уже очень давно.
Кокер по многим показателям - уникальный певец. Его уникальность проявляется в том числе и в жанровом, и в эстетическом плане. Его называют «человек-блюз» и считают одним из лучших рок исполнителей. Он вел «рок-н-рольный образ жизни», а по «формату творчества» относился к эстрадным артистам. Его имя значимо для мировой рок и поп-музыки. «Хриплый баритон» - так характеризуют его с первых нот узнаваемый, необычный голос. Не менее узнаваемым была и манера его поведения на сцене.
Бытует мнение, что «хрипотца» и другие особенности творческого облика Джо Коккера стали следствием его образа жизни и увлечения алкоголем и запрещенными препаратами. Этот нелицеприятный факт часто упоминается в различных биографиях исполнителя. Под влиянием вредных привычек голос охрип, но певец не бросил сцену, а сумел сделать эту приобретенную особенность своей фишкой.
В голосе и манере исполнения Джо Кокера удивительным образом сочетались безудержная энергетика, драв и глубинная душевность. В общественном сознании он запоминался как исполнитель, способный петь громко, на разрыв, но в то же время певец умел быть лиричен и по особенному тонок. У него отлично получались баллады, в его исполнении медленные композиции обретали особый шарм.
Музыкальный критик Артемий Троицкий отмечает, что его голос в «высшей степени экспрессивный», но в нём присутствует «запредельная душевность».
Советский и российский музыковед рассматривает Кокера как «рок-исполнителя». Для большинства музыкантов этой ниши характерной чертой является исполнение песен собственного сочинения. Кокер энергетически и жанрово близкий к року сам умел писать песни, но прославился в первую очередь благодаря «каверам».
«You Can Live You Hat On» – мировой хит, прозвучавший в фильме «9, 5 недель». Именно с этой композицией ассоциируется творчество Джо Кокера и воспринимается многими как «его песня». Однако, между рождением композиции и появлением версии, прославившей её на весь мир, прошло 14 лет. Эта песня принадлежит американскому музыканту, автору-исполнителю Рэнди Ньюману, произведение вышло из под его пера в 1972 году. Он сам же первым исполнил и записал будущий хит. Версия Джо Кокера увидела свет на пластинке, названной его же именем. Альбом «Cocker» был издан в 1986, тогда же вышел и кинофильм, в котором главная героиня Элизабет (роль актрисы Ким Бейнсингер) танцует стриптиз под песню «You Hat Live Your Hat On» в исполнении Джо Кокера. Содержание песни частично соответствовало визуализации. В дальнейшем эта песня снискала славу «идеального музыкального сопровождения для стриптиза» и до сих пор используется с этой целью по всему миру. Когда слушаешь эту песню, невольно задумываешься о том, что произведение «эротического содержания» стало всенародным хитом во многом благодаря непревзойденному вокалу и манере певца Джо Кокера. Он сделал её «константой мировой культуры». Исполнитель и песня удачно нашли друг друга.
Великая сила хита, порожденная удивительной магией союза музыкального произведения и исполнителя способна преодолеть время и пространство. Скажу только за себя. Фильм «9, 5 недель» я не смотрел (не очень люблю американское кино), и Джо Кокера до определенного момента специально не слушал, но именно эта песня стала единственным хитом в его исполнении, который давным-давно находился у меня в плеере. Было это задолго до того, как я увлекся музыкальной журналистикой и стал активно «самообразовываться» в этом направлении. Смею предположить, что таких, как я, по миру очень много. Вот именно такие песни я и имею в виду, говоря о «главных хитах» тех или иных исполнителей.
Уроженец Шетфилда, выходец из небогатой семьи мелкого английского чиновника прошел непростой путь к сцене. С ранних лет он выл вынужден работать и начал свою трудовую деятельность газосварщиком, пока его всецело не охватила музыка. Он начинает выступать в барах. На первом этапе создает несколько групп. Вместе «The Avengers», выступает на разогреве у легендарных «Rolling Stones». Изначально взял себе псевдоним, но после успеха на том самом концерте раскрыл слушателям своё настоящее имя. Группа перепевала песни многих известных исполнителей, в их числе были легенды «ритм энд блюза» Рей Чарльза и Чака Берри. А первую славу Коккеру принесло исполнение песен легендарной «ливерпульской четверки». Песня группы «The Beatles» стала первым записанным синглом.
С репертуаром этой группы связана и «минута славы» Джо Коккера, предвосхитившая становление артиста, названного одним из лучших вокалистов XX столетия. Дело было на фестивале Вудсток в 1969 году, где Джо исполнил «With A Little Help From My Friends». Новая трактовка знаменитой песни, как сегодня говорят, «зашла» аудитории. Коккер вызвал восторг и запомнился как один из самых ярких исполнителей концертной программы. В последствии песни стала ярким хитом в его репертуаре.
«Я и представить себе не мог такую толпу — и вот я лечу над всем этим и спрашиваю: что это? Это концерт, приятель!» - вспоминал музыкант о выступлении на фестивале. До этого «битловский» хит уже был им записан.
На рубеже 1960-70-х годов Джо Кокер становится «белой звездой» блюз рока, чье имя известно англоязычному миру по обе стороны Атлантики. Его дальнейшая судьба будет тесно связана с Соединенными Штатами.
Наступает непростой, но в то же время принципиально значимый этап творческой жизни Джо Коккера. Семидесятые – время «рокерского образа жизни», пагубных пристрастий, певец обретает свою знаменитую хрипотцу, впускает несколько значимых альбомов, но в то же время испытывает проблемы с концертной деятельностью и репертуаром. Он вновь обращается к чужим произведениям. Одним из самых ярких хитов десятилетия в творчестве Джо Коккера стала «You Are So Beautiful», написанная Билли Престоном. Коккер записывает её в 1975 году, являя миру лирику, исполненную с надрывом и переполненную драматизмом. Песня прозвучала невероятно чувственно и мощно.
В кинематографе голос Кокера звучал ещё за 4 года до «Девяти с половиной неделях»,. Чувственный дуэт с Дженифер Уорнс, ставший саунд-треком к фильму "Офицер и Джетельмен" принесет ему целую россыпь самых престижных американских наград, как музыкальных, так и кинематографических. За исполнение этой песни он удостоился «Оскара» и «Грэмми».
С 80-х артист по-настоящему обретает всенародную, всемирную популярность, становится «голосом нескольких поколений». В 1994 году он уже в статусе ветерана вернется на сцену «Вудстока», с которой когда-то начинался его звездный путь. Певец и композитор оставил после себя огромное творческое наследие, записал множество альбомов, как с авторскими песнями, так с и «чужими». Кокер мог сделать «своей» абсолютно любую песню.
Творчество признанного мастера кавер-версий также подвергалась переработке. Его песня “Women to Women” легла в основу знаменитой композиции рэпера Тупака Шакура.
Жизнь музыканта оборвалась в 2014 году, в возрасте 70 лет. Он умер в США. Кокер останется в памяти поколений, как голос целой эпохи, объединивший Европу и Америку, города и континенты. Ещё при жизни исполнителя музыкальные издания включали его в списки «величайших вокалистов всех времен и народов».
Фигура Джо Кокера стоит особняком в мире англо-американской музыки. В его случае совсем не важно, к какому жанру относится артист. Это феномен, природа которого таинственна, уникальная музыкальная вселенная.
Данный текст ни в коем случае не является полноценным обзором. Важно было выразить своё отношение к певцу, вспомнить его творчество и самому кое в чем разобраться. Материал не претендует на истину высшей инстанции.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной сферы знаний, чем музыковедение.