Найти тему
Загадки Криминала

Воздушный Титаник рухнул под Москвой. Это было 85 лет назад

Трагедия произошла 18 мая 1935 года. Самый большой в мире самолёт упал в Подмосковье. На борту находилось 37 пассажиров и 11 членов экипажа. Не выжил никто.

Короткий период между двумя мировыми войнами 1918 по 1939 год принято считать золотым веком авиации. Именно в это время самолётостроение всего мира совершило немыслимый скачок. Яркое тому подтверждение советский лайнер АНТ - 20.

Самолёт представлял из себя цельнометаллическую конструкцию. "Максим Горький" побил несколько мировых рекордов. Это был самый большой самолёт в мире. До этого самым большим был немецкий самолёт - летающая лодка Дорнье. Наш гигант превзошёл достижения передовой авиастроительной техники того времени.
Самолёт АНТ-20 "Максим Горький" над Красной Площадью
Самолёт АНТ-20 "Максим Горький" над Красной Площадью

На борту был впервые установлен автопилот отечественного производства. В технические характеристики заложен пробег всего в 300 метров. Самолёт мог взлетать с самой маленькой и неудобной площадки.

Вес гиганта был 28 тонн (без груза и пассажиров). Размах крыльев более 60 метров, длина фюзеляжа более 30 метров. Поднимали гигант в воздух восемь мощных двигателей АМ-34 объём ом по 900 литров каждый, шесть располагались под крыльями и два под фюзеляжем.

Внутренние помещения воздушного титаника были очень комфортны и просторны, на 100 квадратных метрах могли разместиться 70 пассажиров. Конечно, сейчас этой цифрой никого не увидишь, но по тем временам такое количество было невиданным. Таким же невиданным был комфорт и дизайн интерьеров: на полу дорогие ковры, мягкие сидячие места, перед которыми располагались столики с лампами, в крыльях размещались салоны с двухъярусными кроватями.

На борту располагался буфет, предлагавший пассажирам горячие и холодные закуски, телефонная станция, умывальники, небольшой кинотеатр, а также фотолаборатория, минитипография и библиотека!
Внутри "Максима Горького" могли с комфортом разместиться 70 пассажиров
Внутри "Максима Горького" могли с комфортом разместиться 70 пассажиров

Самолёт был задуман, как агитационный. и название было неслучайным - "Максим Горький". Писатель как раз в те годы вернулся в СССР.

Идею создания этого самолёта выдвинула группа журналистов в 1932 году, это был год 40-летия писательской деятельности Горького. Был создан Всесоюзный комитет, который руководил всем ходом разработки и постройки советского гиганта. Был объявлен сбор средств по всей стране и в короткий срок собрано 6 миллионов рублей. Гигант строился на народные деньги и в рекордно короткие сроки.

Весной 1933 года уже был готов эскиз, согласно которому воздушное судно можно было использовать как пассажирский или грузовой самолёт, в агитационных целях, а в военное время как бомбовоз или передвижной штаб.

Постройка самолёта началась летом 1933 года, а уже через год лётчиком-испытателем Громовым был совершён первый пробный полёт. В 1934 году Громовым и Журиным были установлены два мировых рекорда: они подняли сначала 10, а затем 15 тонн на высоту 5 тысяч километров. Приезжавший в это же году в Москву французский лётчик Антуан де Сент Экзюпери совершил на "Максиме Горьком" полёт над Красной Площадью.

Исполин "Максим Горький" был гордостью всего советского народа - он был построен в рекордные сроки на народные деньги. Люди чувствовали сопричастность к мощи нашей авиации и гордость за свою страну.
Лётчик-испытатель Михаил Громов. Первый пилот "Максима Горького"
Лётчик-испытатель Михаил Громов. Первый пилот "Максима Горького"

18 мая 1935 года был запланирован прогулочный полёт над Москвой для создателей самолёта и членов их семей. Это была благодарность руководства страны, людям которые приняли участие в строительстве уникального воздушного судна. Это были люди, представлявшие гордость советской авиации - работники ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический Институт), многие взяли с собой детей.

В тот день самолётом управляли опытные лётчики Журов и Михеев. В воздухе исполина сопровождали два небольших самолёта: одномоторный Р-5 с кинооператором на борту и истребитель И -5. Их пилотировали опытные лётчики, имевшие за спиной сотни часов лётной практики.

В воздухе "Максим Горький" совершал большие круги. Сопровождавший его истребитель, пилотируемый 36-летним Николаем Благиным, начал совершать фигуры высшего пилотажа, как потом писалось в газетах - "по собственной инициативе и ни с кем не согласовав". Первый элемент "бочка" прошёл хорошо, далее Благин прибавляет скорость и приближается к лайнеру, чтобы совершить петлю вокруг правого крыла. Но в момент совершения элемента, не рассчитывает расстояние, врезается в корпус в районе среднего мотора и его самолёт застревает крыле.

Исполин выдерживает этот страшный таран и лётчики начинают посадку, но в это время у истребителя отрывается хвостовая часть и она наносит новый удар корпусу "Максима Горького". Самолёт теряет равновесие, заваливается на бок и с огромной силой обрушивается на землю, далее происходит сильный взрыв. Осколки гиганта и тела погибших собирали на большой площади по всему посёлку Сокол.

Николай Благин с дочерью
Николай Благин с дочерью

Падение воздушного Титаника стало трагедией не только для семей погибших, но и для всей страны. НКВД незамедлительно начало расследование. Официальная версия была однозначной - в случившейся трагедии виноват лётчик Николай Благин. Он, проявив, крайнюю степень лихачества и преступной неосторожности погубил как свою, так и жизнь коллег, а также уникальное воздушное судно. Подробные результаты расследования были засекречены.

Все погибшие были похоронены на Новодевичьем кладбище. В том числе и виновник трагедии - лётчик Николай Благин. Это было личным распоряжением Сталина. Семья Благина не подвергалась гонениям, напротив, им была оказана всяческая помошь и поддержка. Назначена пенсия, выделена новая квартира, а 11-летняя дочь переведена в новую, современную школу.

Через 4 месяца после катастрофы в одной из газет Варшавы было опубликовано письмо Николая Благина, написанное им накануне трагедии. В этом письме он обращался к мировому сообществу и заявлял, что завтра (т.е. 18 мая) он пожертвует своей жизнью и совершив таран, публично расправится с порождением советского строя. Но это письмо оказалось фальшивкой.

После частичного рассекречивания материалов вскрылись подробности этого дела. За полтора часа до вылета в помещение лётчиков пришли представители московской кинофабрики Ряжский и Пуллин.

При них состоялся разговор Журова с Благиным, в котором Журов категорически запретил Благину "фигурить" в полёте рядом с "Максимом Горьким", на что Благин ответил, что он не ребёнок, всё понимает и уверил Журова, что хулиганить в воздухе не будет.

Мемориал погибшим 18 мая 1935 года нп Новодевичьем кладбище
Мемориал погибшим 18 мая 1935 года нп Новодевичьем кладбище

Но после того, как Журов ушёл, операторы продолжили переговоры с Благиным. Они настаивали на выполнении фигур для зрелищности съёмок.

Так, лихачество одного и погоня за красивыми кадрами других стали причиной гибели гордости советского народа - уникального самолёта "Максим Горький" и гибели 49 людей.

Спасибо за внимание!

Если вам понравилась публикация, поставьте лайк! Подписывайтесь на канал, чтобы читать новые истории

Рекомендую:

Трагедии Азовского моря, самого тёплого и ласкового здесь
Где цыгане? Табор уходит в небо здесь
История москвички, бесследно исчезнувшей в горах Осетии здесь
Рекет в СССР. Не знали? А он был здесь
Куда пропадают люди? Возможно в рабство здесь

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц