Найти в Дзене

Что такое Ода и с чем ее едят?)

Как и многие жанры, ода впервые появилась в античной Греции. Первоначально ода представляла собой торжественную песню разной тематики. Чаще всего ода воспевала героев или победителей спортивных состязаний, но могла посвящаться и любовной теме. Одним из известнейших авторов оды в Греции был Пиндар, в Риме – Гораций.
Интерес к оде, как и ко всему античному, возник в эпоху Возрождения. Во времена классицизма ода оформилась как жанр высокой лирики, хвалебное стихотворение, посвященное тому или иному лицу или событию, чаще всего монарху или событию в его жизни: рождению, военной победе, коронации и многому другому, что могло считаться значительным. Однако этим далеко не исчерпывалась тематика од. Например, Фридрих Шиллер создал аллегорическую «Оду к радости»:
Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слей

Как и многие жанры, ода впервые появилась в античной Греции. Первоначально ода представляла собой торжественную песню разной тематики. Чаще всего ода воспевала героев или победителей спортивных состязаний, но могла посвящаться и любовной теме. Одним из известнейших авторов оды в Греции был Пиндар, в Риме – Гораций.
Интерес к оде, как и ко всему античному, возник в эпоху Возрождения. Во времена классицизма ода оформилась как жанр высокой лирики, хвалебное стихотворение, посвященное тому или иному лицу или событию, чаще всего монарху или событию в его жизни: рождению, военной победе, коронации и многому другому, что могло считаться значительным. Однако этим далеко не исчерпывалась тематика од. Например, Фридрих Шиллер создал аллегорическую «Оду к радости»:
Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, -
Бог, в любви пресуществлённый!

Впоследствии именно на эти слова была написана знаменитая «Ода к радости» Л. Ван Бетховена, вошедшая в Девятую симфонию.
Во французской поэзии ярчайшим представителем жанра оды был Франсуа де Малерб.

В России ода получила развитие в первую очередь в творчестве М.В. Ломоносова. Поэт разделяет оды, написанные им, на похвальные и духовные, которые, строго говоря, не совсем подпадают под определение оды.
Дело в том, что для од была характерна определенная строфика и композиция. В частности, использовалась знаменитая одическая строфа – десятистишие, написанное ямбом, с необычной рифмовкой.

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сёл, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Своё богатство по земли.

Так начинается «Ода на день восшествия на Всероссийский престол... Елисаветы Петровны» (1747). Ода довольно четко делится на вступительную часть, основное содержание, в котором восхваляется описываемый предмет, а завершается своеобразным итогом. Для упомянутой оды он таков:
Тебе, о милости Источник,
О Ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против Тебя восстать войною;
Тебя Зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь Твою благословенну
С числом щедрот Твоих сравнит.

Интересно, что в одах следовало не просто восхвалять тот или иной предмет, а приводить аргументы, почему тот или иной человек достоин хвалы, почему важно то или иное событие. Композиция в этом случае не обговаривалась, но Ломоносов считал, что начинать нужно с главного, а заканчивать второстепенным, а не наоборот.
Так почему же духовные оды не совсем совпадают с определением од? И что такое духовная ода?
Часто духовные оды писались как переложения псалмов со старославянского на русский в поэтической форме. Другие духовные оды воспевали красоту и величие мира, могущество Бога-Творца. Одна из известнейших духовных од Ломоносова – «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Духовные оды, хотя и строились по той же композиции, что и похвальные, писались в иной форме: четверостишиями или шестистишиями.

Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

По приведенным фрагментам становится ясным основная стилистическая особенность оды – она пишется, как правило, высоким стилем, с использованием многочисленных тропов и фигур, отсылок к античной мифологии и культуре, реже – библейских аллюзий.

Долгое время жанр оды был каноничен в том виде, в каком его разработал Ломоносов. Бытовые подробности были недоспустимы в оде, элементы сатиры – тем более. Однако постепенно эти правила стали изживать себя. Но Г.Р. Державин буквально реформировал оду.
Для примера приведем две строфы из его оды «Фелице», посвященной Екатерине Второй:

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.
………………………….
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельщаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.

Как видим, с одной стороны, добродетели императрицы становятся более земными, простыми и близкими читателю, с другой – тот, кто ее воспевает, посмеивается над собой, а заодно и над «мурзами», то есть вельможами, соединяя хвалебное и сатирическое, высокое и низкое. Надо сказать, что большая часть творчества Державина выдержана именно в таком духе.
Говоря об оде в русской поэзии, следует сказать и о пародиях на нее. Наибольшую известность получили три «Оды вздорные» А.Ф Сумарокова.

Гром, молнии и вечны льдины,
Моря и озера шумят,
Везувий мещет из средины
В подсолнечну горящий ад.
С востока вечна дым восходит,
Ужасны облака возводит
И тьмою кроет горизонт.
Эфес горит, Дамаск пылает,
Тремя Цербер гортаньми лает,
Средьземный возжигает понт.

Можно подумать, что Сумароков прицельно пародировал Ломоносова, однако скорее можно говорить о пародии на его неодаренных подражателей, которые пользовались старославянской и высокой лексикой без достаточного мастерства, отсылки к мифологии вставляли без особой связи со смыслом стихотворения и не всегда обладали совершенной фонетикой. Однако некоторые строки пародируют именно Ломоносова. В одной из своих од он писал, что «заря багряною рукою от утренних спокойных вод выводит с солнцем за собою твоей державы новый год». У Сумарокова же «Трава зеленою рукою покрыла многие места, заря багряною ногою выводит новые лета».
После классицизма ода практически ушла из активного употребления. Если автор использует название оды, это чаще всего переосмысление или пародия. Так, у Н.А Некрасова в «Современной оде» так восхваляется некий безымянный герой:
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
Уважаю тебя глубоко...
…………………………………………………..
В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
С глазу на глаз красавицу дочь.
…………………………………………………
Не спрошу я, откуда явилося,
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба к тебе всё свалилося
За твою добродетель и честь!..

При общем похвальном тоне сатирическая направленность очевидна.
А вот «Ода к революции» В.В. Маяковского, хоть и написана характерным для него свободным стихом, композиционно соответствует жанру. Рассмотрим начало и финал:
Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
………………………………………………………..
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! —
и мое,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная!
Так что нельзя сказать, чтобы жанр оды окончательно ушел из литературы. Просто теперь его каноны и правила написания стали очень размытыми, равно как и тематика. Так что многие могут рискнуть и попробовать создать свою оду.