Найти тему
Все лгут

Почему мы дольше помним плохое, чем хорошее? И как это изменить?

Оглавление

Так я и не понял. 
Стакан наполовину пустой или полный? 

Да! 

Для тех, кто не готов читать статью до конца: "Наши победили!" Но рецепт победы вы не узнаете . 

Это уже не вопрос оптимиста к пессимисту ( я по поводу наполнения стакана) . Это вопрос, который заинтересовал социальных психологов. В Калифорнийском научно - исследовательском институте провели интересное исследование, напрямую связанное с формированием и закреплением родительских установок, таких как: чувство вины, ревность, страх смерти и т.д.

Вы замечали, что добрая фраза, сказанная эмоционально значимым для нас человеком, вспоминается нами гораздо реже, чем случайно брошенная в наш адрес даже заслуженная реплика от совершенно посторонней и неизвестной личности?

Почему, испытав поначалу восторг, мы с первой же неудачей застреваем в состоянии негатива. И надо добиться целой череды побед, прежде чем мы восстановим баланс в душе, и начнём опять испытывать восторг и вдохновение. 

Картинка взята из интернета.
Картинка взята из интернета.

Одним словом, почему плохое мы помним дольше, ярче и эмоциональнее, чем хорошее, а неудачи держатся в нашем сознание дольше, чем успех. 

  • Когда мы описываем стакан как наполовину полный, то этот процесс восприятия психологи называют рамкой усиления, так как основной упор идёт на усиление получаемого результата. 
  • А когда стакан воспринимается нами как наполовину пустой, то этот процесс называется рамкой потери.

Но самое интересное кроется в моменте переключения с одного способа мышления на другой. И есть ли возможность передвигаться вперёд или назад? Присутствует ли застревание в момент перехода?

Или скажем иначе. Есть ли возможность использовать один из этих способов мышления больше, чем другой, для формирования отношения в сторону принятия или непринятия той или иной ситуации. 

На эти и ещё несколько интересных вопросов смогли ответить американские исследователи: социальный психолог Элисон Леджервуд и Эмбер Бостон из отдела политологии во время проведённого ими эксперимента. 

Участников эксперимента разделили на две группы и рассказали о новой хирургической процедуре, но дали информацию с совершенно разным посылом. 

В первой группе рассказали об этой процедуре в рамках усиления, обозначив, что она имела 70% успешных случаев. Во второй группе эту процедуру преподнесли в рамках потери, обозначив, что имело место быть 30% неудачных случаев. 

То есть, на примере одной и той же процедуры, создаётся разная фокусировка внимания. 

Конечно же, позитивное отношение к данной процедуре выразила группа, где информация была представлена в рамках усиления. И, конечно же, эта процедура не вызвала доверия у второй группы, где были озвучены 30% неудачных случаев. 

Но самое интересное началось с добавлением ещё одного фактора. 

Участникам первой группы озвучили, что есть определённые риски, а именно 30% те самые неудачные случаи. И уже первой группе перестала нравиться идея проведения данной процедуры, перейдя из позитивной в негативную в их отношении к ней. 

Участникам второй группы также озвучили, что существует 70% успешных результатов после проведённой процедуры. 

  • Но в отличие от первой группы, они продолжали придерживаться своего первоначального мнения. 
  • Они как будто застряли в исходной рамки потери, которую им изначально предложили исследователи. 

Необходимо отметить, что по данному сценарию было проведено ещё несколько экспериментов, которые подтвердили тот же результат. 

Благодаря этому исследованию было замечено, что, как только мы попадаем в рамки потери, мы застреваем в них. 

Наш мозг сопротивляется в принятии решения, в процессе анализа возможных потерь, и мы, не обращая внимание на факты, не торопимся менять свою точку зрения. 

Возможно, склонность к негативному восприятию окружающего мира, являлась возможностью выжить во времена зарождения человека. Если бы отрицательный опыт легко забывался, не было бы страха допустить фатальную ошибку. 

Итак, мы легко переходим от хорошего к плохому, но не наоборот. Нам необходимо приложить максимум усилий и времени, чтобы изменить отношение к ситуации. Мы склонны психологически застревать в рецессии, и нам не важно, что всё уже поменялось к лучшему, и экономически, и физиологически. 

Картинка взята из интернета.
Картинка взята из интернета.

В начале этой статьи я предложил вам рамку усиления. К концу статьи я к ней же и возвращаюсь. 

Осталось закрыть пару вопросов. 

  • Как избежать попадания в рамку потери? 
  • И что делать, если уже в ней оказался? 

На эти вопросы ответила ещё одна исследовательская группа проведённым экспериментом. 

Группа испытуемых также была разделена на две подгруппы. 

  • Где одна писала и говорила о всём негативном, мужчины о скверных и глупых начальниках, женщины о непонимании со стороны супруга. 
  • А во второй подгруппе могли говорить и писать слова благодарности. За то, что они живут, за прекрасный день, и много ещё за что. 

Через тридцать минут и в одной, и в другой группе был проведён тест. Им предоставили информацию, касающуюся предвыборной кампании одного из кандидатов, по внедрению новой технологии в медицинских учреждениях и экономической ситуации на фондовом рынке. 

Первая группа восприняла всю информацию, отобрав исключительно негативные параметры. 

Вторая же группа сделала всё наоборот, взяв за анализ только позитивные данные. 

Опять двадцать пять! 
Опять мы сами виноваты. 

Да, да, и ещё раз да. Нам надо больше работать над позитивным восприятием этого мира. Каждый день вспоминать, что хорошего произошло с нами. 

Да, один гнусный комментарий с непонятным ником и мутным пятном вместо аватарки, может испортить настроение на целый день.

Забудьте

Посмотрите, сколько человек прочитали вашу статью, скольким она оказалась интересной. 

  • Поменяйте рамки восприятия. 
  • Начинайте благодарить, всех и за всё. 
  • И стакан из наполовину пустого станет полным. 
  • А наши всегда побеждают!

Статью написал практикующий психолог: Анатолий Толчин

Подписывайтесь на КАНАЛ, ставьте нравится, еще больше полезной информации Вас ждёт впереди!