Мазепа начал своё гетманство так же, как и его предшественник - гетман Самойлович. Продолжалось созидание при помощи московского правительства и гетманских инициатив помещичьего класса. И гетман, и, следовательно, помещики во всём держались курса Москвы.
Однако в Москве было неспокойно и буйно. Царский двор пронизывался интригами и смутами. Это грозило неожиданностями для украинской элиты: было трудно выбрать сторону в борьбе партий Софьи Алексеевны и Петра Алексеевича. Однако Мазепа выбрался из трудной ситуации. Его покровитель пан князь Василий Голицын пал в следующем году после очередного крымского фиаско. Но Мазепа избежал смерти и плена, и, оказавшись в Москве, приобрёл расположение пана Петра. Позже он получил часть конфискованного имущества пана Василия и успешно выторговал уйму поместий и привилегий для родственников, друзей и сторонников. По заблуждению Петра, поток золота должен был расположить знатных украинцев к верности.
Мазепа стал ещё сильнее. Он сумел увеличить свою долю от налогов и приватизировал наследство Самойловича. Став неимоверно богатым, пан гетман строил церкви, школы и монастырские библиотеки.
Многие украинцы думали, что Мазепа - законспирированный лях. Чтобы сломить гнусный стереотип, пан гетман начал строительство бесконечного множества церквей с безмерно роскошной и дорогой утварью. Эффект это возымело: Мазепа стал любимцем всех украинцев, особенно духовенства и простого люда. Его просто обожали. Пан Иван Степанович доказал свою преданность украинской культуре и традициям.
До сих пор, даже после известного расхождения с царём Петром и инициатив последнего по уничтожению упоминаний пана гетмана, Центральная Украина полна следов обширной гетманской деятельности.
Особенно хочу отметить обновление Печерской лавры и Пустынно-Николаевского монастыря. Также Мазепа построил с нуля красивую церковь Вознесения в Переяславе. О ней и Шевченко упоминает.
Самое удивительное, что в церкви Гроба Господня в Иерусалиме есть антиминса, подаренная паном гетманом.
Мазепу прославляло всё общество Украины. Если бы не позднейшие неудачи и проигрыши, историческая память осталась в таком же виде.
Пышные празднества и бесплатные гуляния производили на украинцев существенное впечатление. Однако, это не могло сбить их же недовольство по поводу депрессивных социально-экономических процессов. В этом отношении Мазепа проницательным не был. Хотя о неплохом объекте для деятельности ясно говорили казачьи волнения и восстания. Вместо ликвидации причин, Мазепа устроил террор совместно с украинской знатью. Хотя не всё так категорично было. Мазепа, с царского соизволения, упразднил право "аренды", когда казачье войско отбирало арендовало у крестьян их промыслы и земли. Доходило даже до того, например, что крестьянин, производщий водку, мог за год выпить лишь один котелок.
Однако без аренд доходы казны резко упали. Поэтому их позже заново ввели, а недовольство утихомирили понижением пошлин. Ну, к слову, ещё народ побоялся заново восставать, так как гетман попросил у царского двора несколько полков в "помощь". Против профессиональной армии казаков с профессиональными русскими полками простые украинцы ничего сделать не могли и даже не думали пробовать.
Но всё же попытка восстания была, но правда казачьего. Писарь казачьего войска Петрик Иваненко бежал в 1691 в Запорожье и пытался поднять там восстание. Основная претензия заключалась в исторической нелюбви Сечи к гетманству и знати, а особенно к России. Кошевой казак Гусак писал Мазепе, что даже при поляках жилось получше, а украинская знать превращается в польских панов. Петрик пытался поднять запорожцев на бунт и попросил помощи у крымского хана. Тот согласился. Россия вместе с Гетманщиной находились практически в состоянии войны с Турцией и Крымом. Хан пообещал Петрику содействовать освобождению Киевщины, Черниговщины с дальнейшим присоединения Слобожанщины и Правобережья. То есть, Петрик Иваненко планировал стать главой всей исторической Украины. Условием помощи от Крыма было содействие казаков в проведении крымских набегов на Южную Россию.
Запорожцам пан Иваненко говорил, что он выступает за республиканское устройство, освобождение украинцев от русских и украинских панов, утверждал о будущем восстании всей Украины. Что важно, пан писарь обвинял Мазепу в москальстве.
Слухи о запорожском Моисее дошли до Гетманщины. Простой народ в слух молвил, что они пристанут к нему, побьют знать, уничтожат панство, сделают всех казаками. Мазепа времени не терял: попросил прислать очередную дозу русских стрельцов. Однако опасения пана Ивана Степановича не оправдались. Казакам было конечно плохо, но лень что-то делать оказалась сильнее. Вдобавок союзник в лице крымчаков - мягко говоря странный. Московиты или ляхи определённо лучше. Летом 1692 года Петрик в союзе с малым количеством крымчаков и запорожцев пошёл освобождать Украину. Украинские города не присоединились к пану Иваненко. Население не осмелилось подняться для помощи слабому освободителю. Иваненко отступил В 1693 и 1696 годах Петрик ещё делал попытки освободить Украину. Однако в 1696 году пан освободитель был убит своим же казаком для получения ссыскной награды в тысячу рублей.
Несмотря на поражение популярного неудачника, массы бедняков всё прибывали и прибывали на Сечь. Гетман напрасно пытался удержать украинцев от бегства на юг. Из Сечи продолжали раздаваться угрозы, что придут казаки и будут быть арендаторов и панов. Мазепа признавался пану царю, что восстание украинцев гораздо страшнее набегов запорожцев, что украинцы готовы предать пана царя и пана гетмана. К примеру, в 1702 году гетманские казаки отказались идти войной на запорожских казаков.
Также прилично украинцев уходило далеко на Правобережье, с 1689 годы атакую местную шляхту угрожая аж прогнать поляков за Вислу, то есть вплоть до Варшавы. Они стремительно расширяли казачьи владения, прогоняя, и, простите, ликвидируя поляков. Польша не смогла натравить украинцев против турков, и в 1699 пан король приказал упразднить казачество всё. Но казачий предводитель пан Палий с другими украинскими полководцами не то что бы отказался, он захватил Немиров и Белую Церковь и собирался воевать с Польшей. Сюда стекалась оппозиция пану гетману Мазепе.
Пан Палий становился народным героем. Мазепа начинал его опасаться сильнее, чем Иваненку. Ясновельможный гетман уже писал московскому царю, что у правобережцев все мысли о походе на восток, что все украинцы хотят побить москалей, а это - беда и для Мазепы, и для Царя.
Подписывайтесь, если надо ещё. Ну и ставьте лайки!