В минуты горести и печали, когда буржуины-капиталисты настолько зажрались, что откровенно сообщают о существовании манипуляции, приходит она, русская литература. Словно светоч в непроглядном мраке указывает путь к свободе.
Такое вступление, конечно же, вызовет множество вопросов, но давайте по порядку.
Первого мая сего года Михалков Никита Сергеевич на своём ютуб канале “БесогонTV” в выпуске под названием "У кого в кармане государство?"
Ссылка на видеоролик: "У кого в кармане государство?"
изложил мысли о том, как повлияет коронавирус на нашу жизнь.
Подробно мы останавливаться на всех затронутых там темах не будем.
Мне же не даёт покоя речь Германа Оскаровича Грефа.
Речь Германа Грефа
В ней он задаёт вопрос, как жить обществе, где все имеют равный доступ к информации и признаёт, что манипуляции необходимы. Понятно, что это риторический вопрос, и ответ Грефа на него прост: “Никак!” Остаётся только гадать, почему председатель правления “Сбербанка России” был настолько откровенен на том форуме, и почему это не вызвало бурной волны комментариев.
Тем не менее пища для размышления есть.
Для тех, кто просмотрел ролик, не является уже тайной то, как выйти из-под манипуляций властей. Как говорит сам Герман Оскарович, это самоидентификация - ответ на вопрос об отношении личности к самой себе.
Далее в качестве исторического примера он приводит каббалу, которую называет учением о жизни, хотя правильнее сказать, что это религиозно-мистическое и эзотерическое течение в иудаизме.
Получается, что всё кончено, пелена изыдет с глаз наших, как только мы прочтём замечательную каббалу?
Да. Только какую? Классическую, Хасидскую, Саббатинианскую, Лурианскую? Готовы ли вы углубиться в это, и какова вероятность, что вас не отпугнёт мистицизм и специфичная иудейская культура?
Конечно же, можно отложить в долгий ящик “Прочитаю позже”, но независимость не ждёт.
И кто, как не произведение золотого века русской литературы, вселяет в нас надежду, призывают к освобождению?
Таким является и “Очарованный странник” Н. С. Лескова, главным героем, которого является Иван Северьяныч Флягин. Он и есть очарованный странник. На протяжении 20 глав он рассказывает про свою интересную жизнь, за которую он совершил как множество плохих поступков: убил монаха, запорол до смерти Севакирея, прелюбодействовал с татарками, детей от которых не любил, так и хороших: спас графа К. и его жену, похоронил по христианскому обычаю убитого татарами русского миссионера, пошёл в рекруты вместо сына стариков и много чего другого.
Только где тут самоидентификация?
Если вам совсем уж лень читать этот шедевр, то мне всё-таки придётся сказать, что в 19 главе Иван Северьяныч, который официально сменил имя на Пётр Сердюков, служа на Кавказе, перед тем как совершить опасный подвиг, приходит к сознательной жажде искупления своих грехов.
“Я (Иван Флягин) и подумал:
«Чего же мне лучше этого случая ждать, чтобы жизнь кончить? благослови, господи, час мой!» — и вышел, разделся, «Отчу» прочитал, на все стороны начальству и товарищам в землю ударил и говорю в себе: «Ну, Груша (цыганка, которую он по её же просьбе убил), сестра моя названая, прими за себя кровь мою!»”
После этого герой продолжит совершать поступки, но будет проводить между ними чёткую грань, относя одни к грехам, другие к искуплению, что не мешало бы каждому из нас.
Таким образом, Николай Семёнович Лесков показывает нам становление человека, мучение его души в борьбе зверского и человеческого, в страждущем познании самого себя.
Не это ли самоидентификация? Или вы хотели окончательный, понятный и простой ответ?
Я считаю, что жизнь - это вечная борьба, а покой нам только снится, поэтому главный метод, приводящий к свободе, - жить в полном смысле этого слова: страдать и радоваться. Не бояться трудностей, ведь они нас ставят перед вопросом, кто мы.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь, ставьте лайки и делитесь своим мнением в комментариях.