Найти тему
Елена Черемухина

Я вижу то, что существует в жизни, чего не замечает большинство.

Это выражение- «мы родом из детства» - стало народным. Все понимают, о чем оно. По социологическим исследованиям на становление личности ребенка влияют семья (от 60 до 80%), потом школа (от 2 до 10%), и, наконец, – улица, СМИ и окружение.

Изучая биографию Эйнштейна, прочитала, что на него оказал большое влияние Нильс Бор. И мне стало интересно про него что-нибудь узнать.

Оказалось, что духовным наследством в семье Боров было независимое от догматов мышление.

Например, его дед Х.-Г.-С. Бор – директор борнхольмской школы, так объяснял своим ученикам смысл одного древнего иносказания.

- Возложивший руку свою на плуг, озирайся назад. Иными словами, мы всегда должны руководствоваться в своей работе тем, что было узнано нами прежде.

- Но ведь сказано по-другому: не озирайся,- возразили ученики.

- Да, и вы правы,- ответил директор. - Иными словами, мы должны справляться со своими делами, не позволяя прошлому стеснять и удручать нас.

Его отец – Кристиан Бор к 35 годам - профессор Копенгагенского университета. Пренебрег доходной карьерой частнопрактикующего врача ради своей научной деятельности в области физиологии человека. Он видел в любви к природе счастливый дар судьбы, его влекло только к самосовершенствованию.

Сохранилась запись разговора Кристиана Бора с трехлетним Нильсом. Отец рассказывал ему о том, насколько удивительно живое дерево: от ствола – ветви, от ветвей-веточки, от веточек-листья. На что малыш по-сократовски ответил: «Да, но иначе не было бы никакого дерева?»

И мне подумалось, как часто мы удивляемся гениальным ответам наших маленьких детей, их неповторимым рисункам, их необычной пластике. А потом, начинаем их подстраивать под систему и вся самобытность, подчас, уходит. Мы сами программируем будущее наших детей. И то, что некоторым из них удается вырваться из наших «оков безграничной любви и заботы», это скорее исключение, чем правило. Как научиться «дозировать» заботу и «усмирять свое желание руководить, контролировать и направлять»? Как дать ребенку возможность определить способности, не потерять свою непохожесть и найти путь в жизни? Как найти «золотую середину»? Семье Нильса Бора это удалось.

Я вижу то, что существует в жизни, чего не замечает большинство
Микеланджело