Для многих поколений советских школьников Артек был символом счастливого детства. Мало кто знает, что знаменитый лагерь был эвакуирован в здравницу Белокуриху на Алтае, ныне курорт федерального значения. Более 200 пионеров-артековцев от 5 до 16 лет со своими вожатыми и директором лагеря жили здесь до января 1945 года.
Безоблачного пионерского лета не получилось
18-19 июня 1941 года, всего за несколько дней до нападения Германии на СССР, в Артеке состоялся заезд первой летней смены. Счастливые пионеры не подозревали, что она станет самой длинной путёвкой в их жизни. Уже 22-го июня лагерь завалили телеграммами родителей со всех концов страны. Экстренно стали разъезжаться небольшие группы детей в сопровождении работников и вожатых.
Дольше всех жили у моря пионеры из Прибалтики, Белоруссии, Западной Украины, Молдавии - им некуда было возвращаться, на их родной земле гремели бои. Вот только тогда все почувствовали, что случилось страшное. Было принято решение об эвакуации. Путь домой оказался долгим, длиной почти в 4 года...
Когда фашисты приблизились к посёлку Гурзуф, где находился лагерь, дети были уже в безопасности. 6 июля 1941 г. Артек был закрыт и эвакуирован в Подмосковье, этим же летом в Сталинград. Там дети жили по законам военного времени: помогали в госпиталях, писали письма под диктовку раненых, ходили по квартирам и собирали необходимые вещи.
Алтайский Артек
Когда летом 1942 линия фронта начала приближаться, лагерь решили эвакуировать в глубокий тыл, в Алтайский край. Спустя 16 месяцев от начала той самой пионерской смены, 11 сентября 1942 года Артек прибыл в Белокуриху, где разместился в одном из санаториев. Надо отметить, что кроме эвакуации важно было продолжить лечебный процесс, дать детям то, что они должны были получить во время своего крымского отдыха. Так что выбор Белокурихи стал большим признанием в то время маленького курорта.
- Гурий Григорьевич Ястребов, начальник Артека, чётко сформулировал основные задачи в работе с детьми: укреплять здоровье ребят, воспитывать чувство интернациональной дружбы, товарищества и дисциплины. Труд стал основой всей воспитательной работы.
В трудное военное время Артек продолжал жить очень чётко организованной жизнью. В Белокурихе вместе с ребятами отдыхали и сибирские школьники. Все жили дружной семьёй: младшие помогали в подсобном хозяйстве, старшие после уроков в местной школе работали на лесозаготовках, в полях и на конном дворе, шили тёплые вещи для фронтовиков. Старшие девочки работали на кухне и в столовой.
Заработанные деньги они отправили в Москву. Сохранился уникальный документ того времени: письмо белокурихинских артековцев Сталину.
«Мы, пионеры Всесоюзного санаторно-пионерского лагеря «Артек», внесли в Смоленское отделение госбанка Алтайского края наличными деньгами на строительство боевых машин из своих сбережений и заработанные в январе 1943 года: 100 рублей. Мы, как это делали и раньше, обещаем Вам весь свой заработок на полевых работах, в колхозах, в хозяйстве лагеря вносить в фонд обороны.»
В белокурихинском Артеке жили представители 11 национальностей - русские, евреи, эстонцы, литовцы, латыши, украинцы, белорусы, молдаване, немцы, казахи и поляки. За весь военный период между детьми не произошло ни одного конфликта на национальной почве. Общим языком, разумеется, был русский. Но когда наступали праздники, каждый из ребят показывал на концертах искусство своего народа. Детский коллектив сумел не только сохранить свои истоки, но и пронести через годы чувства товарищества и интернациональной дружбы.
Местные жители вспоминали, что с приездом артековцев село как бы ожило: они часто выступали с концертами, которые пользовались большим успехом, создавали тимуровские команды, помогая престарелым и одиноким. Этих детей любили все, старались обогреть, подкормить, приласкать. Это были всеобщие дети, дети войны…
После освобождения Крыма, инженерный батальон провёл на территории комплекса восстановительные работы. 4 июня 1944 года Бюро ЦК ВЛКСМ постановило возобновить работу Всесоюзного пионерского лагеря "Артек", а уже в июле 1944 был открыт. Одновременно продолжал действовать и "алтайский Артек" в Белокурихе, ведь на западных рубежах страны все ещё шли бои.
12 января победного 1945 года закончилась самая длинная смена в истории лагеря. В алтайском «Артеке» спустили флаг, а её участники на всю жизнь остались друзьями, если не родственниками. Все договорились встретиться после войны в Москве, но встреча состоялась лишь 39 лет спустя. В сентябре 1984 года более 40 бывших пионеров из семи республик приехали на встречу в Белокурихе. 11 сентября 1984 года прошёл митинг, посвященный открытию мемориальной плиты в память о пребывании пионерского лагеря в Белокурихе.
Артековцы вспоминали, что в их время всё выглядело иначе. Не сохранились ни деревянные корпуса санаториев, «дачи Эйхе», ни школа, где они учились. Осталось только здание радонолечебницы, построенное за несколько лет до войны. Сегодня в нём располагается городской музей. Но горы остались теми же. Именно их, как своего рода символ победы, оставили в своей памяти дети. Для них Белокуриха стала сказочным местом и практически вторым домом, где они жили мечтой о возращении на Родину.
Нина Сергеевна Храброва, вожатая военного Артека, в своей книге «Мой Артек» вспоминала: «Красота, величие и спокойствие Алтая бальзамом утолили наши уставшие от долгих странствий и трудных военных дорог души. Мы успокоились и поняли, что осядем здесь до конца войны и что нам здесь будет хорошо и надёжно. Ребята станут ходить в школу, а мы, вожатые, займёмся тем, чем нам полагается заниматься – пионерской и комсомольской работой с детьми.».
Знаменитые выпускники самой долгой смены Артека
Владимир Лакшин - будущий писатель, автор прекрасных детских книг, в том числе повести «Закон палаты», удостоенной в 1990 г. Специальной Международной премии «За гуманизм».
Таня Гулевич (впоследствии Татьяна Ильинична Васильева) - заслуженная артистка РСФСР, доцент МХАТа. Пребывание в Белокурихе стало для неё и Юры Розенталя судьбоносным. Однажды ребята подготовили концерт, где сыграли отрывок из пьесы "На старой даче", и пригласили основателей Московского камерного театра, Алису Георгиевну Коонен и Александра Яковлевича Таирова, которые в то время находились в Белокурихе. Знаменитые артисты одобрили их выступление, посоветовав по возвращении в Москву серьёзно подумать о театральном образовании. Юрий после войны связал свою судьбу с театром Таирова, а Татьяна с МХАТом.
Крымский всесоюзный лагерь навечно вошёл в историю далёкого от Чёрного моря алтайского курорта. Если вы будете в Белокурихе, обязательно посетите старую радонолечебницу, в которой расположен музей и уютное кафе, а также найдите ту самую плиту - символ детского мужества и интернациональной дружбы...
Статью о том, как моя тётя побывала в Артеке в 1973 году, вы можете прочитать здесь.
О том, что объединяет Алтай, Артек и... Гарика Сукачёва читайте здесь.