Найти в Дзене
Unico.uz

Девять позитивных последствий пандемии для стартапов

Работа многих стартапов сейчас практически парализована. Немногие из них переживут коронавирусный кризис. Те, кому это удастся, получат преимущества «чистой поляны» и возможность обратить в свою пользу все произошедшие изменения

Один из основателей современной физики Нильс Бор как-то сказал: тяжело делать предсказания, особенно если они касаются будущего. Весь мир переживает непростые времена. И когда вернется в нормальное русло, пока непонятно. Однако понятно: чем дольше продлится всемирный карантин, тем больше он повлияет на мир пост-COVID-19. Крупные изменения произойдут и в мире стартапов.

Стартапы, по крайней мере те, что находятся на ранней и средней стадиях развития, по сути, относятся к малому бизнесу. Однако отличаются от других небольших компаний — такие стартапы поддерживают венчурные инвесторы, надеющиеся на их экспоненциальный рост. Этот рост требует существенных затрат. Поэтому стартапы, как правило, долгое время убыточны.

У большинства стартапов на ранней и средней стадии финансирования меньше денег, чем нужно на шесть месяцев жизни при текущем уровне доходов. Хотя еще в феврале многие из них привлекли инвестиции на 12 месяцев, чтобы сильно не размывать доли, и имели неплохие запасы наличности.

Сегодня венчурный рынок качнулся от стартапера к инвестору — то есть если раньше стартап диктовал условия, на которых он был готов принять деньги, то сейчас инвестор определяет, на каких условиях он готов эти деньги дать. Для этого есть четыре причины.

  • Многие фонды не хотят инвестировать в компании, основателей которых не видели в лицо. Венчурный бизнес — это суперлокальный рынок. Инвесторы любят посещать компании и видеть, как они функционируют.
  • Фонды вынуждены пересматривать размеры резервов для компаний из своих портфелей.
  • Фонды находятся в состоянии неопределенности и хотят дождаться времени, когда будущее можно будет прогнозировать более точно.
  • Многие бизнес-ангелы ранних стадий финансово пострадали и ушли с венчурного рынка.

Таким образом, значительное количество инвестиций заморожено. При этом стартапы в большинстве индустрий переживают существенное падение доходов. Особенно это касается стартапов из сфер туризма, разработки корпоративного программного обеспечения, технологии для маркетинга и рекламы. Многие из этих стартапов вынуждены были переориентироваться на работу онлайн из-за введения режима самоизоляции. Тем временем большинство их клиентов из числа крупных компаний либо еще не научились покупать продукты и сервисы онлайн, либо и сами дезорганизованы из-за необходимости перехода на такой формат работы. Эти стартапы либо уже потеряли клиентов, либо потеряют и не найдут новых.

Только у стартапов из небольшого количества индустрий наблюдается обратная динамика доходов. Среди таких отраслей:

  • телемедицина;
  • онлайн и мобильные игры;
  • инфраструктура для работы из дома (видео, проектное управление, мессенджеры);
  • онлайн-кинотеатры и другие онлайн-развлечения;
  • роботизация бизнес-процессов;
  • роботизация производств;
  • частично доставка продуктов питания и еды;
  • частично электронная коммерция;
  • онлайн-образование;
  • биотехнологии.

Но компании из этих индустрий сейчас тоже проходят испытания на прочность. Во-первых, из-за усиления конкуренции, а во-вторых, из-за экстремальных нагрузок. Сотрудники таких компаний, как Instacart и Amazon, бастуют против неадекватных условий труда. Instacart даже заявила о планах нанять на работу более 250 тыс. работников в связи с повышенным спросом на доставку еды. Однако сделать это в период самоизоляции очень непросто.

Думаю, кризис неодинаково повлияет на стартапы, которые находятся на разных стадиях развития.

  • Seed Stage, A rounds (компании ранней стадии) менее всего подвержены кризису. Они имеют низкий, а главное — прогнозируемый уровень расходов, могут собрать небольшие раунды или урезать расходы практически до нуля и переждать кризис. Отметим, что большая доля компаний в этом сегменте и так, в «мирное» время, не доживает до следующих раундов финансирования. Вывод: кризис не окажет на эту долю значимого влияния.
  • Stage B-D (компании стадии роста) наиболее подвержены кризису. Большинство из них агрессивно росли до него. Однако все еще не получают доходов, достаточных для самостоятельного выживания. Смогут ли эти компании выжить, зависит от скорости падения их доходов и того, когда они поднимали последний раунд инвестирования и какова была величина этого раунда. Кроме того, судьбу этих стартапов определит то, как быстро они смогут урезать расходы, кто их инвесторы и хотят ли они оказывать поддержку. До 30% стартапов из этого сегмента могут уйти с рынка, около 30% будут привлекать инвестиции с уменьшением цены в следующих раундах, 40% компаний не ощутят серьезных изменений из-за кризиса.
  • Stage E (компании поздней стадии, pre-IPO) также будут подвержены кризису, но в меньшей мере, чем компании стадии роста. У стартапов на этой стадии больше доступа к капиталу, в том числе к заемному. Например, онлайн-платформа для аренды жилья Airbnb, сильно пострадавшая от кризиса, в марте-апреле 2020 года привлекла $2 млрд инвестиций (конечно, условия, говорят, были драконовские, но все-таки деньги были найдены). Тем не менее для таких стартапов тоже будет жизненно важно быстро и эффективно сократить расходы. Причем эти стартапы довольно зрелые, поэтому сделать это будет сложнее, чем стартапам стадии роста. Стоимость акций стартапов поздней стадии уже сейчас упала на вторичном рынке на 15–50% в зависимости от индустрии.

Пока нельзя в полной мере оценить, какие изменения принесет текущий кризис, но можно с уверенностью сказать, что их будет множество. Условно я делю эти изменения на три группы.

  • Привычки людей и паттерны корпораций, которых не станет вовсе или сила которых уменьшится. Например, возможно, люди перестанут ходить в магазины за продуктами или компании перестанут отправлять своих сотрудников в командировки и не будут снимать дорогостоящие офисы в центре города.
  • Привычки людей и паттерны корпораций, которые окрепнут. Например, ускоренный перевод инфраструктуры компаний в облако и повышение значимости инструментов совместной работы.
  • Привычки людей и паттерны корпораций, которые появятся, — здесь я не могу привести никаких примеров, так как пока эти привычки еще не видны.

Небольшие компании восстановятся быстро — основатели стартапов начнут свои новые проекты, венчурный капитал вернется на рынок, и этот рынок снова неминуемо качнется в сторону стартапера. Однако крупные компании, которые разрабатывают системы автоматизации бизнес-процессов, цифровые платформы, выстраивают экосистемы и т.д., ждут большие изменения. Ведь скорость внедрения инноваций и цифровизации увеличится в разы.

Таким образом, можно прогнозировать следующие тренды.

  • Выжившие стартапы получат преимущества «чистой поляны», потому как таких будет немного. Сравните Uber с Facebook, Airbnb и Google. У последних практически нет конкурентов. Это связано с тем, что они появились в годы «пузыря доткомов» (экономический пузырь, образовавшийся в начале 1990-х и лопнувший в 2000-м. Причиной его развития стало развитие интернета и неоправданно высокие инвестиции в интернет-стартапы) и великой рецессии (мировой финансовый кризис 2008 года). Таким образом, через 5–10 лет мы увидим несколько великих компаний, переживших кризис или появившихся в его результате.
  • Сокращение расходов — это очень правильное занятие для множества стартапов, которые забыли, что юнит-экономика (метод экономического моделирования, который чаще всего применяется для оценки прибыльности бизнес-идеи стартапа) и EBITDA важнее безудержного роста. Не секрет, что многие стартапы в прошлом получали огромные суммы и неэффективно их использовали. Хрестоматийные примеры — сеть коворкингов WeWork и сервис доставки пиццы Zume Pizza. Научатся выживать те компании, которые смогут повысить свою прибыльность и операционную эффективность.
  • Рынок очистится от неэффективных компаний, а эффективные — укрепятся и сохранят улучшенное «ДНК» в будущем.
  • Появится избыток талантов. Соответственно, выжившие компании смогут прирасти самым дефицитным по состоянию на февраль 2020 года ресурсом — талантливыми кадрами, и это не обойдется им бесконечно дорого.
  • Новые паттерны поведения людей приведут к появлению новых сервисов в b2с- и с2с-сегментах (никто, конечно, пока не знает, какие именно будут сервисы и продукты, но они обязательно будут). Мы увидим стартапы, которые по уровню влияния на мир будут напоминать Google, Amazon, Apple и Facebook.
  • Крупные компании будут невиданными темпами проводить цифровизацию и автоматизацию. Сотрудничество со стартапами перейдет для них из разряда модной игры в хакатоны в жизненную необходимость и способ выживания.
  • Деньги, поступившие в экономику через меры стимулирования, пойдут прежде всего на фондовый рынок — в фонды прямых инвестиций и венчурные фонды. Это даст им возможность финансировать новые стартапы. Венчурный рынок полностью восстановится к середине 2021 года и достигнет новых высот в 2022 году в том числе за счет дополнительных вливаний в корпоративные венчурные фонды.
  • Вследствие массовой автоматизации и цифровизации крупных компаний и целых индустрий сильно оживится рынок слияний и поглощений (M&A) — компании будут объединяться, чтобы спастись или усилить свое влияние.
  • Главным отличием успешных компаний от неудачников станет умение учиться и меняться, создавать и применять новые технологии так быстро, как никогда в истории.

Мир как будто проходит сейчас фазовый переход и после этого фазового перехода окончательно станет цифровым.