Найти в Дзене
За-но-За

МС-21: Что ждет перспективный российский самолет

Оглавление

В 80-е годы в Советском Союзе работали десятки авиастроительных и моторостроительных заводов. В отсутствии конкуренции с западными производителями, отечественный авиапарк был полностью укомплектован нашими самолетами. Сможет ли Россия повторить успехи СССР

«Иркут» может сорвать сроки сертификации нового российского самолета МС-21
«Иркут» может сорвать сроки сертификации нового российского самолета МС-21

Амбициозные планы

Самая популярная ниша - узкофюзеляжные среднемагистральные самолеты на сегодняшний день поделена между #Аэробус А320 и #Боинг В737. В ней должен был появиться новый претендент - «Магистральный самолет XXI века», #МС-21. Проект изначально представлял улучшенную модель Як-242 1990-х годов. Планировалось, что в 2008-м самолет пройдет сертификацию. Бюджет сперва был скромный - $460 млн (в ценах 2003 года).

Ниша на сегодняшний день поделена между Аэробус А320 и Боинг В737
Ниша на сегодняшний день поделена между Аэробус А320 и Боинг В737

С места в карьер

Сходу проект забуксовал. Искали партнеров в Китае, Канаде и ЕС - ничего не вышло, партнеры запустили свои проекты.  С 2007 года начали реализацию самостоятельно. Были установлены сроки выхода на рынок - 2016 год. Но уже в 2008 году цена проекта взлетела до $8 млрд, а сроки поплыли.

Конкуренты

Тем временем конкуренты времени не теряли. И если раньше Китай занимался простым копированием советской авиационной техники, то теперь все изменилось. Выкатка нового китайского С919 состоялась раньше, чем МС-21, а производитель сходку собрал 517 заказов.

Top-10 Стран по размеру аэрокосмической отрасли в млрд долларов США
Top-10 Стран по размеру аэрокосмической отрасли в млрд долларов США

Airbus и Boeing тоже не стоят на месте. Boeing предлагает рынку четвертое поколение – В737MAX. Airbus нового поколения, А320neo, с начала 2016 года уже находится в эксплуатации.

Импортозамещение

У МС-21 около сорока партнеров, не менее половины – зарубежные концерны (американские Eaton, Honyewell, Goodrich, Pratt & Whitney, европейские Thales, Meggitt). На выкатке МС-21 был с двигателем от Pratt & Whitney, который потом заменили на отечественный ПД-14. ОДК. Поставки ПД-14 обещали начать в 2017 году, начали только в 2020.

Российский турбовентиляторный двигатель ПД-14
Российский турбовентиляторный двигатель ПД-14

Есть и российские поставщики, правда, импортные комплектующие производятся давно и большими партиями, а отечественные – на этапе разработок и сертификации. 

Сроки сертификации срываются

Очевидно, что до конца года МС-21 не успеет налетать положенные 1000 полетов. А без него перевозить пассажиров нельзя. У «Аэрофлота» не появятся новые машины, хотя, может оно и к лучшему. Все мы помним ужасную катастрову другого отечественного проекта SSJ-100.

Результат нужен как воздух

Весь трагизм ситуации в том, что без самолетов нового поколения российская авиационная промышленность может полностью завершить свое существование. А сделать что-то новое, бесконечно модернизируя проекты, которым десятки лет практически невозможно. После провала 1990-2000-х гг в стране практически не осталось научных и инженерных кадров среднего звена - большинство российских компаний авиационной отрасли укомплектованы опытными пенсионерами и неопытной молодежью, которую еще нужно удержать за те деньги, которые платят.

Система восстановления советских достижений, включая МС-21 как продолжение истории Як-242 1990-х годов, тянет из бюджета субсидии, но даже многомиллиардных вливаний недостаточно чтобы успешно конкурировать. А значит и перспективы не самые лучшие. Остается верить в то, что авиационная промышленность все же выйдет на должный уровень, а МС-21 не постигнет та же судьба что и Sukhoi Superjet.