После школы с её поверхностным изучением многих наук я уделяю больше внимания тому, что исследую и стремлюсь докопаться до сути. В этой статье поговорим о Скандинавии и об Индии.
Почему страны Скандинавии занимают первые строчки по качеству жизни, а в Индии такой высокий уровень насилия? Ответ можно найти в культуре этих стран.
Скандинавская мифология, которая в последнее время набирает популярность благодаря фильмам Marvel, стала меня привлекать ещё больше, чем раньше.
В скандинавской мифологии мир людей называется Мидгард (дословно: «Срединная земля»), от этого названия, кстати, Толкин образовал слово «Средиземье». Прежде всего, удивляет схожесть некоторых событий Рагнарёка (конца света) и последних десятилетий:
- огромный волк Фенрир, сын бога лжи Локи, освободится от своих пут (пропаганда войны);
- один из сыновей Фенрира, волк Скёлль, догонит Солнце (создание ядерного оружия), а другой –Хати – Луну (массовые разрушения каменных строений);
- из глубин океана выйдет опоясывающий Землю змей Ёрмунганд, море выйдет из берегов и наступит трёхлетняя (ядерная?) зима;
- огненный великан Сурт пылающим мечом выжжет землю;
воины Сурта проскачут по Биврёсту (радуге, которая соединяет миры людей и асов), тем самым разрушив его ( падение нравственности);
-затем произойдёт битва на равнине. Видя, что силы равны, Сурт соберёт всю мощь и обрушит её на Землю.
Скандинавская мифология интересна тем, что, в отличие от христианства, обращена не к отдельному человеку (заповеди, призывы к праведной жизни и пр.), а ко всем людям, которые являются лишь жителями одного из миров. Основную часть этих мифов занимает борьба как внутри миров, так и между ними.
Викинги были не только путешественниками, но и лихими людьми. Основой их культуры была воинственность, а не смирение и сострадание. Затем привнесённое христианство взяло верх, дополнившись трудовой этикой. Люди стали снисходительнее друг к другу, но память предков осталась.
Скандинавская культура уподобилась перевернувшемуся айсбергу, подводная часть которого (воинственность) превратилась в трудолюбие и честность.
Возьмём обратный пример. В Индии в середине 1-го тысячелетия до н.э. появился буддизм, который сохранял значительное влияние около полутора тысяч лет. Затем он распространился по миру, став в других странах более популярным, чем в Индии. Например, Артур Шопенгауэр был поклонником буддизма.
В самой Индии сейчас огромный уровень насилия, нищеты и бесправия, большинство населения исповедует индуизм и тратит до 40% доходов на праздники.
Слишком долго людей приучали к любви ко всему живому (что правильно), одновременно, отучая от применения силы (что неверно).
Значит ли это, что буддизм является «миной замедленного действия»? Нет, не значит. Здесь дело в направлении развития того или иного учения или образа жизни. На первое место вышло то, что должно оставаться вторичным – обряды. Это возведение вторичного в первичное извратило буддизм. Для того, чтобы быть буддистом, достаточно прочувствовать Четыре благородные истины и определения кармы, сансары и нирваны. Итак:
— Многие люди не удовлетворены своей жизнью, они — в сансаре (лабиринте коллективного мышления).
— Причина неудовлетворённости — в неведении, источник которого — отдаление себя от других и желание иметь то, что и так нам принадлежит.
— Неудовлетворённость можно погасить, сансару можно покинуть.
— Погашение (нирвана) достигается с помощью осознанности, нравственного поведения и логического размышления (мудрости). При этом всё в мире взаимосвязано, а действие всегда приводит к последствиям (карма).
Вот почти весь буддизм. Остальное вытекает из этих положений, а также из практики. Чтобы в Индии уровень насилия стал приемлемым, местным жителям следует стать проактивными – взять ответственность за себя и свою жизнь в свои руки.