Приветствую на канале! Сегодня мы продолжим разбор концептуальных альбомов Pink Floyd, каждый из которых - признанное произведение искусства. В прошлый раз я рассказывала об общей идее The Dark Side of the Moon. Идём по порядку, поэтому сегодня очередь второго концептуального альбома флойдов Wish You Were Here, выпущенного в 1975 году.
В этом альбоме продолжаются отсылки к личности Сида Барретта - бывшего лидера, фронтмена и идейного вдохновителя группы, которому пришлось её покинуть по состоянию психического здоровья, усугублённого наркотиками. История, связанная с его сумасшествием и уходом из группы, на мой взгляд оказала более сильное влияние на этот альбом, чем на The Dark Side of the Moon. И сейчас объясню почему.
После ухода Сида, всё, что записывали Pink Floyd, многие СМИ любили подвергнуть жёсткой критике и обесцениванию. Естественно, этот фактор давил на участников группы. Более того, отношения в коллективе и накалились, и охладели, в общем напряжение витало в воздухе. Участники уже не чувствовали былой дружбы, взаимосвязи, понимания друг-друга. Всё это натолкнуло Роджера Уотерса написать альбом об отчуждении, о личности Сида, утерянной атмосфере товарищества и братства, а также о проблемах музыкальной индустрии того времени (которые актуальны и сейчас). Автором всех текстов, как и в The Dark Side of the Moon, снова стал Роджер. Сама запись альбома участникам группы, ввиду их непростых отношений, давалась сложно, но именно такое удручённое настроение создало атмосферу этого прекрасного альбома. Как раз об этом говорит и Дэвид Гилмор, для которого Wish You Were Here стала любимой пластинкой в творчестве группы:
"Последовавший за Dark side of the moon период работы над Wish You Were Here был странным временным отрезком. Мы достигли всего, действительно всего, чего можно было бы желать. В тот момент мы несколько отдалились друг от друга, и Роджер был не единственным, кто заметил эту отчуждённость. Но отчуждённость стала частью магии альбома. Она помогла его создать. Я точно не знаю, как это вышло. Я нисколько не жалею, что всё тогда складывалось именно так. Может быть, ты и страдаешь в каком-то смысле, но небольшие страдания нередко вдохновляют на великие свершения. Бессмысленно пытаться понять, как что-то столь хорошее, как этот альбом, смогло родиться среди тех довольно бессодержательных чувств, что мы тогда испытывали".
А теперь подробнее о посыле песен на альбоме.
Альбом начинается с протяжённого, я бы даже сказала мрачного инструментального вступления длиной в 8 минут, после чего начинаются слова песни Shine On You Crazy Diamond. Эта песня стала данью уважения к Сиду, в которой с помощью музыки и текста была передана вся грусть участников группы, в частности Роджера, в связи с отсутствием Сида в своём уме и в их окружении.
"Я очень грущу о Сиде. Конечно, он был очень важен для нас, и группа никогда бы не смогла начать без него, поскольку им был написан весь первоначальный материал. Она не могла бы состояться без него, но, с другой стороны, нельзя было и продолжать вместе с ним. В песне «Shine On You Crazy Diamond» Сид стал эдаким символом крайнего отчуждения, которому предаются некоторые люди, потому что это единственный способ для них вынести весь этот чёртов мрак — современную жизнь — и полностью устраниться. По-моему, это очень печально." - Роджер Уотерс
Интересен и ироничен тот факт, что именно во время записи этой песни в студию ни с того ни с сего наведался сам Сид Барретт, которого участники не видели более пяти лет. За это время его внешний вид сильно изменился, и участники его по началу просто не узнали. Он очень поправился, сбрил все волосы и брови. Его речь была бессвязна и не особо осмысленна. Говорят, на той внезапной встрече некоторые плакали от подобного печального зрелища. Сид немного пообщался с бывшими товарищами по группе, но всем было ясно, что он находился где-то не здесь. Ему дали послушать Shine On You Crazy Diamond, которую только закончили записывать, после чего Барретт сказал, что всегда готов помочь с записью. Но альбом был уже практически завершён. Через какое-то время он ушёл не попрощавшись, а по словам очевидцев, он часами мог сидеть со своей гитарой в холле студии Abbey Road, где записывалась группа. ожидая, когда его позовут играть. Больше участники Pink Floyd его не видели, вплоть до похорон Сида в 2006 году.
Следующей песней стала Welcome to the Machine, в начале которой можно услышать звук открывающейся двери машины. Уотерс объяснил, что это означает находки и открытия в сфере музыки, которые нагло и подло предаёт индустрия, являющаяся машиной для делания и отмывания денег. Вся песня пропитана чувством разочарования, в частности разочарования в музыкальном бизнесе, где нет места подлинному творчеству. Под конец композиции слышатся звуки шумной вечеринки - отсылка на недостаток подлинных и искренних чувств между людьми.
Далее идёт песня Have a Cigar, продолжившая тему предыдущей композиции. В ней поётся о презрении к звукозаписывающим компаниям, которые гонятся за мешками денег, эксплуатируя и обесценивая творчество музыкантов. Песня кишит клише и аллегориями на "больших лиц", крутящихся в музыкальной сфере.
Далее идёт самая популярная песня с альбома, да и в принципе: одноимённая с альбомом Wish You Were Here. Это баллада о борьбе конфликтующих сторон и противоречиях в личности человека, и отдельно самого Роджера Уотерса, пропитанная мыслями о Сиде Барретте. Припев ("Как бы я хотел, чтобы ты был здесь") явно адресован ему. Более подробно об этом знаменитом хите можно прочитать ЗДЕСЬ.
Заканчивается альбом второй частью песни Shine On You Crazy Diamond, с которой собственно и начинается. Посыл остаётся всё тем же, что и в первой части. Кстати говоря, песни о состоянии Сида и песни о меркантильной музыкальной индустрии связаны между собой (как никак, у альбома есть единая концепция, история). Так, песни Welcome to the Machine и Have a Cigar, критикующие музыкальную индутрию, написаны в той же манере, что и Shine On You Crazy Diamond, посвящённая Сиду. С помощью такого хода Роджер хотел намекнуть на причины взлёта и падения Сида Барретта.
Естественно, иллюстрация обложки также относится к общей идее альбома. На ней изображён бизнесмен, пожимающий руку своему горящему двойнику/коллеге. Сцена олицетворяет тот факт, что люди зачастую скрывают истинные чувства, боясь сгореть. Более того, термин "сгореть" на сленге музыкального бизнеса означает обмануть артистов с выплатой авторских гонораров.
Такой вот совсем невесёлый, вместе с тем ироничный, и безмерно прекрасный получился альбом. А о том, что придумали Pink Floyd дальше и как стало усиливаться влияние Роджера Уотерса, расскажу в следующих публикациях! Пока вопрос: какие ваши впечатления от Wish You Were Here?
Другие части:
Спасибо, что дочитали статью. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал - впереди много чего интересного!