Найти в Дзене
MADAME CRITIQUE

Арт-критик между любовью и ненавистью

Оглавление

«Критик», если верить словарю, – человек, как минимум, способный разбирать, обвинять, пояснять, решать, осуждать и одобрять… Арт-критик, соответственно, проделывает все эти процессы с таким хрупким явлением, как искусство. Даже нет - с более деликатным, как душа художника.

Критики ничего не понимают! Критики только вешают ярлыки! Критики - это паразиты на теле искусства!

...и другие бессмертные цитаты обиженных творцов заставили меня обсудить откровенно эту профессию с главным редактором самого влиятельного польского журнала про современное искусство «SZUM», преподавателем факультета «Интермедиа» в Познаньском университете искусств и автором популярных книг о фотографии Адамом Мазуром.

Фото с официального аккаунта журнала "Шум". Автор: Bożna Wydrowska
Фото с официального аккаунта журнала "Шум". Автор: Bożna Wydrowska

Я: От чего зависит, пойдёт ли статья в «SZUM» или нет?

Адам Мазур:  В первую очередь от того, нравится ли она редакции. Мы заказывает тексты, и мы платим за них. Это означает, что мы же и выбираем людей, которые пишут в номер. Качество текстов, в свою очередь, зависит от потенциала критиков. А на что и как влияет арт-критика мне трудно ответить.

Один мой коллега любит вспоминать случай, когда после его негативной рецензии на выставку, этот художник больше не занимался искусством. А бывали и такие случаи, когда кураторы оставляли профессию после выхода разгромных статей.

Конечно, каждый хочет получить похвальный отзыв на своё творчество. Мы любим публиковать критические рецензии и обзоры, временами совсем не позитивные, но всегда с аргументированной позицией.

Адам Мазур на открытии выставки. Фото с фейсбук страницы Pamėnkalnio galerija
Адам Мазур на открытии выставки. Фото с фейсбук страницы Pamėnkalnio galerija

Я: Вообще, «Шум» известен острой критикой. Но в любой стране арт-сообщество очень тесное, все друг друга знают. Каким образом вы умудряетесь балансировать и сохранять отношения с художниками даже после разгромных статей?

Адам Мазур: В Польше тоже, как напишешь что-то негативное, художник обижается. Такое случается сплошь и рядом. Например, Мирослав Балка отказывается от наших приглашений на интервью или дискуссии. Ну, пусть отказывается, это его личное дело. Ты не можешь записывать интервью с обиженным. Но это не значит, что мы не можем рецензировать и критиковать его работы. Выставки делают культурные институции, постоянно меняются экспозиции. Поэтому критикам есть, чем себя занять.

Я: Как считаете, должен ли арт-критик обязательно сходить на выставку, чтобы о ней написать? Или - и так обойдётся?

Адам Мазур: Тут, конечно, в зависимости от ситуации. Я считаю, что должен. И дело даже не в концепции работ, а в ощущении места, пространства, объема, в проживании самой ситуации, в которой проходит открытие и в приобретении опыта общения на выставках, необходимого в нашей профессии.

Я: По каким критериям отбираете тексты в журнал?

Адам Мазур: Критерии такие же, как у журналистов. Интересная ли тема? Какая цель статьи? Смог ли автор доходчиво донести эту мысль до читателя? Есть ли у него собственная точка зрения, и насколько она отражена в его статье. Это очень базовые основные вещи. Например, #рецензия должна быть интересной, вдохновляющей, с детальным описанием и оценкой выставки. Совсем другие требования к теоретическим текстам. Они более основательны, аргументированы, их пишут совсем другие авторы.

#Текст должен всегда быть оригинальным и хорошо написанным.

Обложка журнала. Фото с официального аккаунта "Шум" в Фейсбуке
Обложка журнала. Фото с официального аккаунта "Шум" в Фейсбуке

Я: Какую роль имеет #арт-критика? Я часто вижу комментарии от художников, что им вообще не нужны ни кураторы, ни критики, потому что они все могут сделать сами: и выставку открыть, и анонс написать...

Адам Мазур: В Польше я таких мнений не слышал. Здесь наоборот жалуются, что слишком мало арт-критиков, а те, что есть ленятся писать. Хотят только курировать выставки. Ситуация с критиками проблематична: мало платят за статьи, и вообще мало людей, которые в состоянии профессионально написать статью. Но в сообществе большинство голосов за то, что арт-критика вне всякого сомнения, необходима. Все понимают, что серьезный журнал про то, что происходит в сфере современного искусства Польши - нужен. Поэтому наш журнал «SZUM» имеет официальную поддержку.

Я: Как вообще у арт-критика с академическим образованием?

Адам Мазур: В Торуне, например, есть направление "критика искусства", и есть много специализаций на факультетах журналистики: театральная критика, кинокритика, .Ещё такие специализации бывают на направлениях, вроде "История искусств". Проблема в том, что они не совсем верно готовят студентов к участию в арт-процессе.

Я не могу вспомнить ни одного интересного арт-критика – выпускника этих факультетов. У большинства арт-критиков какой-то странный бекграунд, и чуткость, свойственная их текстам - следствие чего-то другого, точно не академического образования.

Обложка журнала. Фото с официального аккаунта "Шум" в Фейсбуке
Обложка журнала. Фото с официального аккаунта "Шум" в Фейсбуке

Я: Кто читает «Шум»?

Адам Мазур: Как я говорил, наш таргет - арт-сообщество: художники, кураторы, критики, директора и сотрудники институций, коллекционеры, в меньшей степени - студенты художественных специальностей. SZUM - это не глянцевый журнал для широкой публики.

Я: Какого материала никогда не будет в SZUM?

Адам Мазур: Скучного и непонятного. Плохо написанного. Рецензий без смысла. Есть, конечно, авторы, которых мы бы тоже не публиковали. Потому что у редакции есть определенные взгляды на искусство. А люди, у которых другое восприятие творческого процесса нам не подходят. Например, мы никогда не закажем текст у Моники Малковской, с нее параноидальной идеей, что все современное искусство - это мафия. Это нам не интересно. Но! В SZUM мог бы быть опубликован разговор с ней, потому что такая точка зрения тоже интересна, в определенном роде. Но при этом мы не станем заказывать у неё тексты, как у теоретика.

Обложка журнала. Фото с официального аккаунта "Шум" в Фейсбуке
Обложка журнала. Фото с официального аккаунта "Шум" в Фейсбуке

Я: Как можно продвигать нишевое издание про современное искусство?

Адам Мазур: Нон-стоп пиар на Фейсбуке. Во время релиза каждого из номеров мы устраиваем дискуссионную встречу по теме номера, обычно приходит 50-100 человек. Абсолютный рекорд поставил наш "Алфавит молодых", который собрал больше двух сотен заинтересованной аудитории оффлайн. Почти все они делятся информацией в социальных сетях. Поэтому Фейсбук – главный инструмент для продвижения.

Новогодний номер "Алфавит молодых". Обложка журнала "Шум". Фото с официального сайта magazynszum.pl
Новогодний номер "Алфавит молодых". Обложка журнала "Шум". Фото с официального сайта magazynszum.pl

Я: Художник далеко не всегда может "жить с искусства", а арт-критик в Польше может хорошо зарабатывать только на написании статей?

Адам Мазур: Навряд ли. Раньше большинство арт-критиков работало в штате журналов и газет, они имели стабильную зарплату и пенсию. Но теперь все изменилось: почти все стали фрилансеры. Издания не хотят содержать целую редакцию. В «SZUM», например, мы платим около 100 злотых (примерно 1400 рублей на 2015 год) за страницу текста і до 1000 злотых (примерно 14 000 руб.) за текст. Интервью всегда стоит 300 злотых (примерно 4500 руб.). Да, на это сложно прожить, но большинство критиков выполняет другую работу: пишут в каталоги, работают модераторами дискуссий, курируют выставки или образовательные программы, преподают, в конце концов.

Впервые моё интервью с Мазуром в переводе на украинский язык опубликовал журнал Zbruc . Данный перевод на русский выполнен мною.

Мне повезло проработать под началом Адама Мазура почти весь 2015 год. Благодаря этой стажировке, я увидела всю внутреннюю кухню создания огромной выставки в Варшавском музее современного искусства и написала о ней тут:

Если бы два моря могли встретиться

Появился мой личный рейтинг лучших польских фотопроектов из книги пана Адама "Решающий момент", который вы можете оценить тут:

В гостях хорошо: 5 лучших фотопроектов из современной Польши

Также, я рекомендую начинающим менеджерам культуры и кураторам прочитать запись нашего разговора с южноафриканской художницей Имке Руст:

Продай корову - купи камеру. И ещё 5 важных советов от художницы из Африки