Найти тему

Насколько успешной была атака на Гитлера в Волчьем Логове?

20 июля 1944 года в штаб-квартире фюрера прогремел взрыв. Один человек погиб на месте, еще трое позже скончались от полученных ранений. Гитлер пострадал лишь поверхностно, но это была самая серьезная из намеченных попыток убийства. Почему не удалось добиться успеха?

20 июля был жаркий и душный день. Немецкий диктатор встал раньше обычного и предвкушал ожидаемый днем приезд Бенито Муссолини. Подготовка к его приезду заставила ускорить ежедневное совещание и перенести его на 12.30.

За минуту до этого часа Гитлер вышел из своего убежища и направился к деревянному бараку, где все окна были распахнуты настежь из-за жары. Там его ждали генералы, адмиралы и адъютанты, собравшиеся вокруг длинного дубового стола.

"Я неуязвим, я бессмертен"

Последним прибыл на встречу полковник Клаус Шенк граф фон Штауффенберг-высокий офицер из аристократии, который должен был представить доклад о резервной армии. Он был сильно изуродован во время североафриканской кампании, где он потерял глаз, правую руку и два пальца левой руки. Один из присутствующих на совещании сказал о нем, что он выглядел "как типичный воин в любой момент истории". Однако на этот раз он прибыл не как воин, а как убийца.

Разрушенная комната в Волчьем логове, сфотографированная Генрихом Гофманом сразу после покушения.
Разрушенная комната в Волчьем логове, сфотографированная Генрихом Гофманом сразу после покушения.

Штауффенберг вошел в комнату, когда генерал-лейтенант Адольф Хойзингер докладывал о ситуации на Восточном фронте. Заговорщик извинился за опоздание, сел справа от Гитлера и поставил портфель на пол, примерно в метре от его цели. Затем он пробормотал что-то о необходимости ответить на звонок и покинул место встречи.

Другие его участники не знали, что в портфеле, который он оставил, находился килограмм заряда взрывчатого вещества с предохранителем времени, установленным на 10 минут. Взрыв произошел в 12.42, когда Штауффенберг находился в соседнем здании.

Когда пыль немного упала, предстала сцена, полная хаоса. Пол и стены комнаты были повреждены, и дубовый стол превратился в осколки. Раненые вышли из казармы. Почти у всех было сотрясение мозга и порваны барабанные перепонки.

Некоторым повезло меньше. Генрих Бергер был ближе всего к взрыву. Он потерял обе ноги и лежал в расширяющейся луже крови. Он умер до конца дня. Трое высокопоставленных офицеров были смертельно ранены. Гитлер, хотя и ошеломленный, получил лишь травму ушей и ушибы на руках и ягодицах, а в его ногах были сотни осколков дерева. Когда его лечил врач, он сказал ему:

«Я неуничтожим, я бессмертен».

На волоске от успеха

На самом деле спасение фюрера решал чистый случай. Открытые окна зала заседаний помогли рассеять силу взрыва, а портфель с бомбой был непреднамеренно сдвинут за толстую ножку стола, прикрывавшую Гитлера. Но самое главное, Штауффенберг успел заложить только один из двух зарядов, которые у него были с собой. Однако достаточно было бы положить в портфель и вторую бомбу, даже без запала, и, вероятно, все в бараке были бы убиты.

Для Штауффенберга и его сообщников ликвидация немецкого диктатора была лишь частью плана. Пока в волчьей хижине царил хаос, главный подрывник и его адъютант Вернер фон Хефтен обманули охранников на двух постах и добрались до аэродрома, откуда улетели в Берлин.

Они были убеждены, что Гитлер уже мертв, поэтому по прибытии в столицу они предприняли попытку взять власть из рук нацистов, перехватив контроль над ключевыми зданиями в городе. Когда это не удалось-в основном из – за появления информации о том, что фюрер пережил взрыв, Штауффенберг и другие организаторы переворота были арестованы. Около полуночи их вывели во двор здания, где размещалось, помимо прочего, командование резервной армии, и расстреляли.

Нацистские службы безопасности начали облаву на всех, кто имел какое-либо отношение к заговору, пусть даже совершенно незначительное. Были арестованы в общей сложности ок. 5 тысяч человек, сотни из которых были казнены, а многие еще отправлены в концентрационные лагеря.