Найти тему
Remont1969

На службе короне в Индии Часть 27. FIAT Armored Car Indian Pattern 1915. Первый КШМ или БРЭМ?

фото @slava RCforum.ru
фото @slava RCforum.ru

Эта статья продолжает тему Английских "импровизированных" автомобилей для Индии. Первая статья про машины индийского проекта здесь Idian pattern.

Предыдущая статья о машинах Индийского проекта о Стракер-Сквайре На службе короне в Индии Часть 26. Straker-Squire Armoured Cars Indian Pattern. Машины для 11-го бронеотряда..

FIAT Armored Car Indian Pattern (Условное название)

Страна: Индия/Великобритания

Год выпуска: 1915

Производитель: Железнодорожные мастерские Калькутта ?

Кол-во выпущенных: 1

Шасси: FIAT 18BL

Боевая масса: 5500 кг

Экипаж: 5-6 чел

Бронирование: 6,35 мм

Вооружение: 7,71-мм пулемет Maxim

Средства связи: радиостанция Marconi

В большинстве русско-язычных источников эта машина рассматривается, как первый вариант FIAT Armored Car Indian Pattern, оснащенный радиостанцией Маркони и служащий КШМ. Известный британский историк Дэвид Флэтчер ( David Fletcher. War cars. British Armored Car in the First World War. 1987) считает, что эта машина на шасси FIAT 18BL не оборудовались радиостанцией, это была бронированная полевая ремонтная машина. По поводу Бронеавтомобиля Фиат, который описаны в этой статье, видимо стоит согласится с Флэтчером, нет фотографий не с рацией, ни с антенной. По его мнению две очень похожие машины - Фиат и Виллис были превращены в Индии в мобильные мастерские.
-2

В железнодорожных мастерских в Индии в 1914-1915 году было построено около десятка относительно удачных бронеавтомобилей на шасси легковых и грузовых машин. Всего было реквизировано для нужд колониальных войск 12 автомобилей, из них два грузовых FIAT 18B. Один из броневиков был забронирован по проекту очень похожему на континентальный проект War Office (ссылка). Возможно и проекты бронирования и сами броневые плиты прибыли из метрополии, откуда было бы взяться в Индии броневой стали. И если в первой машине как образец Armoured car B-Type War Office Pattern на шасси автобусов только угадывался, то во второй машине фамильные черты были видны напрямую.

Принципиально индийская часть истории бронетехники достаточно скучна, главным развлечением является опознавание машин на различных фотографиях. БРЭМов среди индийских машин только два - на шасси Фиат и Виллис и они сильно выделяюся среди других бронированных машин Индийского типа. Ремонтная мастерская на шасси ФИАТ в отличие от машины на шасси Виллис имеет деревянные диски колес со спицами и однообъемный бронекорпус, в котором кабина переходит в большой прямоугольный рабочий отсек
Фото: http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ac_fiat_indian.htm
Фото: http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ac_fiat_indian.htm

Работы по бронировке машин типа FIAT были проведены силами железнодорожных мастерских весной 1915 года для 1-й мотоброневой бригады (1st Armored Motor Brigade) дислоцированной в штате Пешавар. Первая машина получила полностью бронированную кабину и транспортный отсек небронированой крышей, которая закрывалось тентом. Ходовую часть не меняли, оставив с деревянными колесами. Лобовое бронирование кабины водителя было наклонным, но без характерной для машин Armoured car B Type War Office Pattern пулеметной амбразуры. Можно предположить, что в Индии первую машину начали бронировать еще до получения комплекта брони и чертежей и она была построена из небронированной стали, и именно по этому ее использовали как подвижную мастерскую для бронесил в Индокитае.

Продолжение цикла историй об английских бронеавтомобилях, производившихся в Индии здесь На службе короне в Индии Часть 28. Willys Armored Car Indian Pattern 1915. Первый КШМ или БРЭМ?

Источник:

http://icvi.at.ua/forum/627-14-1

http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ac_fiat_indian.htm