Найти тему
Без Башкортлар

Равный среди равных - экономические предпосылки башкирской политии

Родовая система башкир - тема интересная и для этнолога, и для историка. Внешне похожая и на казанскую, кыргызскую или ногайскую родовую систему, она уникальна. Речь пойдет о своеобразной политической системе, сложившейся на территории исторической Башкирии - Поволжье и Южном Урале.

Это обусловлено в немалой степени рядом факторов, среди которых можно привести и ландшафт, и географическое положение. в большей степени, конечно, сыграли социально-экономические, политические процессы, проходившие на этой территории.

Кандидат исторических наук Юлдаш Юсупов
Кандидат исторических наук Юлдаш Юсупов

Сейчас можно зафиксировать более сорока родовых объединений. Разные исследователи называют их по-разному: кто-то говорит "племя", кто-то "род". Часть исследователей называет это "родовым (или клановым) объединением".

Юлдаш Юсупов: Я называю это образование "кланом" - и тому есть основания, если посмотрим на параллели с клановыми системами западной Европы.

Этих кланов у башкир более сорока, но в каждом субрегионе Большой Башкирии (исторические земли башкирских кланов) есть такие территории, где родовая структура формировалась со своими региональными особенностями.

Северо-восток: разрастание и последующее деление кланов

Например, на севере северо-востоке Башкирии - а это территория начиная с Караидельского района и включая башкир Челябинской и Свердловской областей - есть свои особенности. Там родовая система создавалась по-другому.

Изначально был протоклан, который потом разросся. Скорее всего, он обладал большим политическим весом: у него был доступ к ресурсам (больше еды, например) и, например, в голодные годы этот клан имел больше возмоностей расти - только благодаря доступа к ресурсам.

Клан рос и, достигнув определенного предела - делился. От протоклана отделялись новые и новые рода. Сейчас мы видим, что есть рода Табын, Катай, Айле, Балыкчы, Унлар, Танып, Казанчи и так далее. И у большинства этих родов в основании родословной находится Майкы-бий, которого они считают своим общим предком.

В этом можно наблюдать зачатки некоей иерархии (не до конца сформировавшейся) - путем деления протоклана получается целая иерархичная система. Эта система типична для степных территорий.

Северо-восточные башкиры - в частности, табынцы - обладают очень развитым политическим мифом.

Мы можем взять "Дефтер-и Чингизнаме" - известный ордынский источник, отражающий степную историологию. Это один из основных источников для изучения ордынского и постордынского периода. Те, кто считал себя потомками Майкы-бия. скорее всего, его и создали.

То есть на северо-востоке получается такая условно иерархичная система, которая росла как пирамида: от вершины к широкому основанию.

Что мы видим на юге?

На юге Башкирии мы видим племена Бурзян, Юрматы, Кыпчак и так далее. У каждого родового объединения собственный политический миф. Они по-своему осмысливают то, что происходило.

Например, предание о Муйтен-бие у Усерганцев. У бурзянцев - предание о Бурджан-бие, предание о Кусяк-бие и Бабсак-бие. У кыпчаков и тамъянцев - эпосы о Едигее.

Если поглядим на ареал нахождения этих памятников политической мифологии, то увидим, что находили этот эпос только у кыпчаков и тамъянцев.

То есть на юге совсем другая ситуация. У них политическое сознание оказалось более автономным: у каждого племени - свое видение.

А если мы посмотрим на генофонд, то увидим, что генофонд повторяет эту же ситуацию.

На севере один ярко выделенный генетический клан распространился со скоростью, которую можно уподобить термоядерному взрыву. Они везде и их очень много, заняли огромную территорию.

На юге же мы видим, как каждый род растет, но не делится. Деление наблюдается только внутри себя - без отпочковывания в отдельные кланы.

Поэтому если сейчас бурзянца спросить из какого он рода, то четко он ответит только на первый вопрос - "Я - бурзян". А дальше он начинает "плыть": янһары, сураш, мунаш, ҡортлотүбә, сорҡой и так далее. Все эти названия начинают путаться. Потому что современный бурзянец в этом плохо разбирается.

Причина этого именно в том, что на юге рост не приводил к выделению отдельных родов - они делились внутри. А на северо-востоке клан рос и из него выделялись новые кланы - "дочерние организации".

Такая очень интересная ситуация сложилась с башкирскими кланами.

Читайте продолжение в материале "Акефальная система: равные среди равных"

Благодарим проект "Заман" за предоставленные видеолекции