Меня зовут Мария, я являюсь бортпроводницей авиакомпании «Аэрофлот - российские авиалинии». Чтобы получить эту должность, мне пришлось пройти нелегкий, полный преград путь. В этой статье я расскажу о требованиях к кандидату на эту должность, обязанностях, которые предстоит выполнять в рейсах, этапах становления бортпроводником и как, собственно, понять, что в этой должности вам будет комфортно.
Начнём с последнего, но самого важного: бортпроводник это не официант. И я это говорю не из-за обиды на не знающих профессию людей, которые так говорят. Нужно понимать, что обслуживание - это не первостепенная задача кабинного экипажа (кстати об этом, стоит разделяться два понятия: Летный экипаж - это непосредственно пилоты, а кабинный экипаж - бортпродники). Наша первостепенная задача - это обеспечить безопасность пассажиров и свою собственную. Вовремя распознать террориста, предотвратить пожар на борту или вовремя его потушить, помочь пассажирам вовремя разгерметизации, контролировать состояние пассажиров вовремя рейса, успеть эвакуировать 450 человек (и это не самый большой самолёт) за 90 секунд после аварийной посадки... перечислять можно долго, но не нужно. Об этих наших обязанностях пассажирам лучше не узнавать на деле.
Бортпроводников обучают 3-4 месяца, в зависимости от того, насколько типов вы учитесь. Я училась 4 месяца на 5 типов самолетов. В программу обучения входят совершенно разные предметы, начиная от правовой базы и конструкции самолета, заканчивая медициной, аварийно-спасательной подготовкой и сервисом. Все предметы включают в себя зачеты и экзамены. Обучение на бортпроводника - это повод написать отдельную статью :)
Здесь сразу поговорим об обязанностях: в первую очередь, повторюсь, это обеспечение безопасности. А уже потом сервис. Возможно я напишу статью о типичном рейсе, где наши обязанности на борту будет более понятны.
Если вышеперечисленное вас не напугало, расскажу о том, какие качества я считаю важными для бортпроводника:
- коммуникабельность и дипломатичность. Важно уметь говорить с людьми, предотвращать конфликты или уметь их решать. Ни в коем случае не вестись на провокации, всегда быть терпеливым, спокойным и уверенным в себе и своей профессиональности. Если вы любите общество и умеете общаться с людьми, в этой профессии вам будет комфортно. .
- Стрессоустойчивость. Наша работа очень нервная. Это и смены часовых поясов, высокая частота полетов (иногда между рейсами у тебя случается 12 часов отдыха, но это скорее редкость), количество людей, которые через тебя проходят. Иногда попадаются пассажиры, или даже коллеги, с которыми не можешь найти общий язык и от этого хочется поскорее закончить рейс)) вибрации, замкнутое пространство и гипоксия - все это малая часть того, что на нас давит в течении полёта.
- Знания английского на разговорном уровне (если у вас несколько иностранных - это большой плюс) - на географию наших полетов влияет оценка по английскому. 4,5 - будете летать преимущественно за границу. Ниже - только по России. И это не просто красивое требование, на зарубежных рейсах (да и по России тоже) очень много иностранцев, не говорящих на русском от слова совсем.
- Готовность к тому, что вас ожидает большая нагрузка, постоянные командировки, длительные и ночные рейсы - адаптироваться к этому сложно и первое время ваша жизнь будет выглядеть примерно так: сон, работа, сон. Вы не будете знать, какое сегодня число(если это конечно не день зарплаты), путаться в днях недели и, просыпаясь, будете пытаться вспомнить, в какой вы стране и какое сейчас время суток. Если у вас есть семья и она для вас в приоритете, эту работу я бы вам искренне не рекомендовала.
- Осознание, что эта работа в первую очередь РАБОТА, а не красивая форма, путешествия и высокая зарплата (что не совсем так). Нужно будет научиться делать очень многое, уметь справляться с большим количеством задач. Красивая форма быстро надоест, командировки станут чем-то обыденном, а зарплата перестанет казаться высокой. На борту мы реально работаем, хоть это часто и не заметно.
- Твердость характера. Важно помнить, что главная на борту - вы, а не пассажир, и правила диктуете тоже вы. Пассажир должен выполнять любые указания членов экипажа, касающиеся безопасности. Люди должны видеть в вас авторитет, к которому можно и нужно прислушиваться. Ох, я этому пока только учусь!
Впрочем, многие качества воспитаются в процессе работы. Но нужно быть уверенным, что вы действительно справитесь.
Кстати, важным пунктом я так же считаю, что вы имеете хоть какой-то опыт полетов. Реальная история: девушка, ни разу не летавшая на самолёте, прошла собеседование, медкомиссию и учебу. Первый рейс - разворотная (то есть прилетели туда, небольшая стоянка и обратно домой) Казань. На прямом пролёте она вдруг поняла, что очень боится летать, а когда прилетели в Казань - она бросила экипаж со словами «к черту это все» и уехала обратно домой на поезде. Так делать не нужно!
Итак, допустим, что летать вы не передумали :) пройдёмся по требованиям к кандидатам на должность бортпроводника:
- Возраст от 18 лет
- Полное среднее образование (минимум 11 классов). Вы можете совмещать работу и ЗАОЧНОЕ обучение. На сессию даже предоставляют учебный отпуск. А если у вас есть высшее, это прекрасно, и совершенно не важно какая у вас специальность. Однако если вы врач или лингвист - у вас будет преимущество
- Гражданство РФ или Белоруссия (это требование моей авиакомпании)
- Английский не ниже pre-intermediate. Это важно!
- Размер одежды максимум 46 (для девушек)
- Рост не ниже 160 см (в некоторых авиакомпаниях от 165) для девушек, от 170 см - парни. Это требование, обоснованное характеристиками самолетов - на Боингах высокие багажные полки, до которых нужно уметь дотянуться :)
- Для мужчин - военный билет
- Отсутсвие пирсинга и татуировок, а так же шрамов на открытых частях тела (лицо, шея, руки)
- Грамотная речь
- И самое главное - крепкое здоровье!
Подытоживая свой рассказ, ещё раз подчеркну: если вы не боитесь летать, подходите по требованиям и обязанности вас не пугают, то смело пробуйте себя на собеседованиях. Авиакомпанию, в которой будете работать - выбирайте в зависимости уже от своих требований(наличие командировок, место жительства, направления авиакомпании). Например, вы можете пройти многоэтапное собеседование, ВЛЭК и учебу в Emirates или Qatar airways, и переехать в другую страну. Этот вариант подходит, если вы молоды или у вас нет семьи, а так же у вас прекрасный английский. Командировок в этих авиакомпаниях много. В Победе наоборот, командировки - редкое явление. Для семейных людей самое то. И там нет обслуживания, так как это лоукостер. Что касается Аэрофлота, будте готовы к сервису премиального уровня, плотному графику, широкой географии полётов (это же прекрасно!) и 2-3м командировкам (в основном суточным) в месяц.
После собеседования вас ждёт ВЛЭК и учеба в авиашколе. Об этом я расскажу в других статьях. Если у вас возникли вопросы - смело спрашивайте в комментариях. Желаю вам удачи на пути к мечте!
P. S. Учитывая сложившуюся неблагоприятную ситуацию в мире и авиации в том числе, в 2020 году открытых вакансий у авиакомпаний можно не ожидать. Бортпроводников сейчас больше, чем нужно, и обеспечить даже действующих работой довольно тяжело. Но, я думаю, уже через год, можно будет попробовать удачу. Используйте время с пользой!