Найти в Дзене
Игорь Александров

Афганская быль. Минный шлагбаум

Оглавление

… «охотники на караваны» хорошо помнят, как сами минировали маршруты движения духовских автомобилей в приграничных с Пакистаном районах …

… Через некоторое время опознали – едет мотоцикл. Он спокойно проезжает через наш минный шлагбаум и шпарит дальше ...

(подробности читайте ниже)

Вспоминает разведчик Иван Иванов из 70 отдельной мотострелковой бригады, город Кандагар.

Кандагар, район стадиона, вид сверху
Кандагар, район стадиона, вид сверху

Рассказ шестой. Минный шлагбаум

Многие наши соотечественники слышали рассказы воинов-афганцев о многочисленных подрывах военной техники на душманских минах, установленных на маршрутах движения колонн.

Минная война
Минная война

Сами афганские ветераны знают, что и советские войска осуществляли дистанционное минирование местности минами ПФМ-1 «Лепесток».

«Лепесток»
«Лепесток»

Но совсем немногие из ветеранов, а именно «охотники на караваны», хорошо помнят, как сами минировали маршруты движения духовских автомобилей в приграничных с Пакистаном районах.

Со временем выработался некоторый алгоритм. Сначала при облете местности по свежим следам автомобилей определялся действующий маршрут. Мы знали, что свежие следы автомобиля более светлые и резко выделяются на пустынном фоне. А на заброшенных маршрутах следы сливались с местностью. Затем вертолеты высаживали саперную группу и разведчиков для прикрытия. Саперы устанавливали на духовском маршруте противотанковые мины на неизвлекаемость, рядом с каждой по несколько ПМНок, чтобы духи близко подойти боялись. Грунт на дороге был очень тяжелым, глина, спрессованная с галькой. Приходилось не столько рыть углубления для мин, сколько вырубать.

Афганистан не терпел шаблона. Духи быстро учились. Потеряв при подрывах несколько автомобилей, они стали ездить внимательней, заранее осматривать дорогу, по факту проводить, как и мы, инженерную разведку. Очень часто они стали находить и обезвреживать наши мины, несмотря на маскировку.

Командование решило не просто устанавливать на духовском маршруте минное поле, но и устраивать поблизости засаду. Такая засада будет наблюдать за минами, уничтожать духовских «инженерных разведчиков» и как обычно, ждать автомобили. А раз засада, то все действо в ночное время. А если ночью все равно ничего не видно, то зачем закапывать и маскировать мины, и так сойдет.

Вот тут мы вплотную подошли к применению так называемого «минного шлагбаума».

Однажды в бригаду поступили разведывательные данные о маршруте движения духов в Кандагар, проходящем вблизи населенного пункта Зангабад. Якобы по нему ожидалось движение целой автоколонны. Разведрота бригады получила задачу организовать вблизи Зангабада засаду с минированием предполагаемого духовского маршрута.

Время на минирование маршрута было ограничено так как духовские автомобили могли появиться в любой момент. По-тихому установить мины в спрессованном до твердости асфальта покрытии дороги не получится, звуками долбежки просто спугнем духов. Решили заранее соорудить «минный шлагбаум» на доске и по прибытии к месту засады сразу установить его на дорогу. А на обочины – пару МОН-50 с двух сторон, что бы духи далеко с колонны не разбежались.

А дальше события стали развиваться следующим образом. Ночью разведгруппа скрытно выдвинулась к месту засады. На дороге были обнаружены две неглубокие колеи. В правую установили шлагбаум: в саму колею противотанковую мину, сверху доску с тремя ПМНками. Для этого участок колеи немного расширили и углубили, все устройство прикопали, сверху слегка подсыпали песком, чтобы меньше выделялось на поверхности дороги. Автомобиль правым колесом по-любому проедет по доске, нажмет на нее, наедет и подорвет ПМНку, противотанковая мина обязательно сработает. Установили МОНки по обочинам. Лежим, ждем автомобили.

Долго ждать не пришлось. В ночнике появились блики от света фар. Кто-то ехал со стороны Кандагара. Через некоторое время опознали – едет мотоцикл. Он спокойно проезжает через наш шлагбаум и шпарит дальше. Мы чуть в осадок не выпали. Как? А мотоцикл все едет и скоро уедет совсем.

Кандагарская разведка с похожим мотоциклом
Кандагарская разведка с похожим мотоциклом

Наконец очухались, загасили мотоцикл. Группа захвата – на дорогу. На нем нашли много духовских документов, видно, мотоциклист был курьером. И еще порядка 30 штук пороховых зарядов ПГ-7П. Зачем они курьеру, ума не приложу.

С рассветом пошли к минному шлагбауму разбираться, как мог проехать и не подорваться мотоцикл. Как и предполагали, мотоцикл проехал по левой колее, которую доской не перекрыли. Машина бы не прошла, а мотоцикл легко.

Когда захваченные нами документы перевели, оказалось, что они содержат важные сведения о передвижении грузов оружия.

Должные выводы мы сделали, впредь перекрывали всю дорогу.

Предыдущие статьи этой серии:

1 статья. «Афганская быль. В разведке мелочей не бывает»

2 статья. «Афганская быль. Учите матчасть, юноши»

3 статья. «Афганская быль. «Аптечный караван»

4 статья. «Афганская быль. «Дерзкий вертолетный десант»

5 статья. "Афганская быль. "Душманские иероглифы"

6 статья. "Афганская быль. Патронов много не бывает"

7 статья. "Афганская быль. "Летучие голландцы"

8 статья. "Афганская быль. Ангелы в пустыне"

9 статья. "Афганская быль. Чуйка разведчика"

10 статья. "Афганская быль. Боевая химия"

11 статья. "Афганская быль. Летное сафари"

Дорогие Шурави и мои уважаемые читатели, у меня просьба, если открыли мою статью, продержите ее хотя бы одну минуту.
Если статья вам понравилась, то:
1. Поставьте лайк.
2. Поделитесь статьей с другими социальными сетями.
Для этого надо нажать на значки Твиттера, Фейсбука, Одноклассников и ВКонтакте в самом конце статьи (внизу справа).
Тогда Дзен будет «крутить» в «ленте» мои статьи чаще, больше людей сможет ознакомиться с Афганской темой.

Полный перечень моих работ приведен в статье «Библиография Игоря Александрова».

Фотографии из открытых источников и личных архивов Ивана Иванова.