Найти тему
Екатерина Федорчук

"Квази": не смертельно!

В тексте есть спойлеры и читательские воздыхания

Когда мне грустно и одиноко, тоскливо и вообще, я перечитываю книгу про зомби. Про квази — зомби.

Романы Сергея Лукьяненко «Квази» / «Кайнозой», пожалуй, не относится к самым глубоким, экзистенциально-пронзительным и даже самым популярным из произведений мэтра отечественной фантастики. Но он поднимает мне настроение.

Проект начинался как заготовка для сериала, наподобие культовых «Ходячих мертвецов», что-то не сложилось и двум полицейским — живому и мертвому (простите, квази) пришлось спасать мир от смертоносного вируса на страницах книги. Оно и к лучшему.

Стиль и интонация повествования напоминает привычную — дозорную. Легкий язык, цепляющая интрига, прозрачность повествования. Собственно, профессионализм писателя определяется в том числе и умением регулировать соотношение того, что в тексте ясно как белый день, и того, что представляет из себя загадку. Большинство современных писателей, и не только российских, почему-то считают, что это такой нежелательный прогиб под читателя, но у них и тиражи на порядок меньше, чем у Мэтра.

В центре повествования Лукьяненко, однако, не столько привычный «зомбиапокалипсис», сколько гораздо менее тривиальная тема — переговоры с мертвым миром. В российском сегменте фантастики эта тема представлена в книгах Сергея Кузнецова «Живые и взрослые» (моя рецензия на роман здесь), Александра Бачило «Пограничное состояние» (жуткий рассказ, в котором умершие моментально встают и, оставаясь в здравом рассудку и твердой памяти, начинают убивать своих бывших друзей) и супругов Дяченко с рассказом «Лихорадка», где появление зомби очень изящно связали с поиском бессмертия.

Роман Лукьяненко, как и положено твердой НФ, лишен всякой мистики и трепета перед смертью. Лукьяненко апеллирует только к посюсторонним смыслам. Мертвец встает как зомби (восставший), простите за грубость, употребляет в пищу мозг и превращается в интеллигентного квазичеловека, сильного, умного, не агрессивного, и совсем-совсем вегетарианца.

Главный посыл этого текста заключается в том, что с ними можно договориться. С ними — мертвяками, квази, с нелюдьми, с врагами, с тем, кто по ту сторону МКАДА, баррикад и здравого смысла.

В книге вы найдете и про смертельный вирус, и про эпидемию. Лукьяненко придумал поистине жуткий сценарий развития событий, но спрятал его в сослагательную упаковку: могло быть, но не случилось.

Не случилось то, что хотели сотворить квазирадикалы, в один момент уничтожив все взрослое население земли вирусом ветрянки. Мир, в котором юные люди, достигнув возраста совершеннолетия, совершают самоубийство и превращаются в квази. Ценой некоторых людских потерь. А какую страшную, шокирующую книгу можно было бы написать на основе этой истории!

Мне нравится, что автор, презрев правила хайпа, не дал хода этой жуткой фантазии. А еще мне нравится читать эту книгу про добрых людей, нравится следить за тем, как они ведут свое нехитрое расследования, нравится погружаться в атмосферу постапокалиптического мира, который едва-едва пришел в себя.

В основе текста Лукьяненко лежит базовое доверие к миру. Он транслирует: все будет хорошо, никакая катастрофа не смертельна. Даже смерть не смертельна. Любовь сильнее смерти, любовь сильнее нелюбви. Очень трогателен и возвышен старый мертвяк — квази полицейский, напарник главного героя, который не умеет любить, но очень хочет полюбить своего приемного сына, которого он спас от смерти.

Мир устоит, даже если мертвые поднимутся из могил.