Найти тему
Народ Востока

Почему Османская империя не возродила еврейское государство в Палестине?

Древнее Израильское царство пало еще до нашей эры, и с того времени его территория принадлежала другим державам. Каждое из них обращалось с населением согласно собственным нормам гуманности и особенностям государственного строительства, но в первых веках нашей эры римляне, запарившись подавлять восстания, запретили евреям жить на родной земле. Судя по всему, запрет никогда не был полным, но с того времени большая часть этого народа жила в эмиграции.

Римская империя, даже несмотря на принятие христианства, относилась к иудеям достаточно неплохо. Но европейские государства, что возникли на ее осколках, имели на этот счет другое мнение. Особенно оно ухудшилось после крестовых походов, когда для западных иудейских общин настали плохие времена.

Напротив, мусульмане их никогда не притесняли – уважительное отношение к евреям относится к одной из основ их религии. А потому Османская держава, объединившая половину исламского мира, всегда давала представителям этого народа возможность поселиться на своей земле.

На рубеже 19-о и 20-о столетий обстановка для европейских евреев сильно накалилась. До Третьего рейха еще было далеко, но из-за растущего национализма во многих государствах притеснение чужеродного племени стало обычным делом.

В то же время, все евреи знали, что Османская империя, даже несмотря на проблемы с собственными христианскими общинами, ничуть не отказалась от своей традиционной политики по отношению к их народу.

В ту эпоху возникло такое общественное движение, как сионизм, предполагавшее, что евреи должны вернуться на свою изначальную родину, которая тогда находилась под турецкой властью. И хоть в конце 19-о века в Палестине их было всего тысяч двадцать, буквально за несколько десятилетий их стало в разы больше.

А остальные европейские евреи, хоть и не переезжали, но чувствуя грядущую беду, прощупывали почву для получения от турок той или иной степени самоуправления древней земли Израиля.

Теодор Герцль, главный идеолог сионизма, предлагал последнему османскому султану Абдул-Хамиду II 150 миллионов фунтов стерлингов золотом за создание в Палестине независимого еврейского государства. Также он обещал помочь ослабить международное давление на турок в связи армянским вопросом и погромами иных христиан.

Ответ монарха вошел в историю: «Посоветуйте доктору Герцлю не предпринимать никаких дальнейших шагов в своем проекте. Я не могу отдать и горсти этой земли, потому что она принадлежит не мне, а всему исламскому народу, который за нее сражался и поливал ее своей кровью. Евреи могут оставить себе свои миллионы. Если исламский халифат будет разрушен, тогда они смогут взять Палестину без платы».

Султан не был ни дураком, ни мерзавцем. Он хорошо понимал, что даже если предоставить евреям самоуправление, а не полную независимость, этот народ, имеющий большие связи среди западных банкиров и политиков, станет проводником европейского колониального влияния на Ближнем Востоке.

Англия и Франция получат возможность вмешиваться в дела османов экономически и политически, а появление на Святой земле государственного образования, которое отсутствовало там две тысячи лет, придаст уверенности в своих силах собственным националистам, сепаратистам и радикалам.

В результате решение еврейского вопроса было отложено до лучших времен, хотя Османская империя, как исламская держава, была единственной, у кого имелась возможность справиться с этой проблемой мирным и всех устраивающим способом.