Руководство судебного заседания в ходе определения суммы по взысканию морального ущерба
В Шереметьево семья погибшего А. Чечикова столкнулась с такой ситуацией, им пришлось через суд взыскать 60 млн. российских рублей по возмещению морального ущерба за то, что погиб близкий им человек. Здесь появляется вопрос: возможно ли получить такую сумму, и какие могут быть критерии, по каким параметрам судья будет определять компенсацию по причинению гражданам за подобный ущерб.
Рассмотрим цену ущерба
Граждане, проживающие в России, по отзывам из «Левада-центра» стали доверять как суду, так и правоохранительным органам. При этом обращаются они за помощью к ним довольно редко. Что касается рассмотрения потребительского иска, за последнее время эта процедура стала весомой частью работы в судебной власти. В Челябинске в декабре месяца начнется судебный процесс по предъявленному иску погибшего члена семьи в аэропорту Шереметьево. С аэропорта близкие намерены взыскать предъявленную сумму, а также с работников авиакомпании и скорой помощи, так как они считают, что в гибели виновны именно они. Но пойдет ли суд на их сторону, вернут ли им моральный ущерб?
Многие думают о том, что судья чаще всего становятся на сторону потерпевших, при этом сумму которую предъявляет семья, является не серьезной, можно даже сказать смешной. Здесь исключения могут составлять светские персоны, которые выясняют отношения между собой и только после этого при отрицательном компромиссе обращаются в суд. Очень редко в суд обращаются те граждане, которые пострадали от полицейского произвола. В этом случае сумма морально ущерба может составлять до 50 000 рублей. И только в том случае, если будет доказана вина со стороны полицейских, а такой процесс не так быстро и легко заканчивается. Если ущерб нанесен со стороны собутыльника или соседа, то в этом случае моральный ущерб будет составлять не больше 10 тысяч российских рублей.
Рассмотрим иски, касающиеся здоровья
Если рассматривать ситуацию с одной точки зрения, то от врачей вряд ли вам удастся добиться компенсации. Суд в редких случаях может отказать истцам, так как такой процесс сложно доказать в связи между последствиями у пациентов и действиями медиков. При этом юристы стараются чаще всего добиться положительного результата для своих клиентов. Рассмотрим пример, недавно в Тюменской области суд взыскал с организатора мероприятия под названием «Пейнтбол» около 336 000 рублей, а также удалось взыскать с него моральный ущерб в размере 250 000 рублей. Все пошло из-за того, что молодой человек, которому было 22 года, получил травму на глаз, и от этого потерял зрение. Молодому человеку не помогла даже проведенная дорога операция.
Здесь главным критерием в отрицательную сторону признали дело об ущербе детям и матерям. А месяцем ранее в Санкт-Петербурге присудили виновной беспрецедентную сумму женщине, у которой по вине враче , ребенок родился инвалидом, а спустя год он умер. Женщины выдали 15 млн. рублей в качестве морального ущерба. На сегодняшнем этапе это решение еще не вступило в действие и до сих пор обжалуется. Главный тезис юристов, которые защищали женщину, заключался в следующем: смогут ли найти желающих, за достойную оплату, и заставить их испытать то, что они переживали, как и эта женщина. Ведь сегодня как показывает судебная практика по выплате за моральный ущерб, является не стабильной.
По правде сказать, если это касается потребительского иска, то судебный процесс может это рассуждать таким образом. Если гражданин получил штраф с предприятия за то, что сделал не качественный товар, или не смог решить вопрос лично с хозяином, то ему не будут выплачивать моральный ущерб. Если дело касается здоровья, то здесь все намного серьезнее, об этом нам стало известно со слов управляющей юридической компании «Кононенко и партнеры» У. Кононенко. Вскоре сама же юрист Кононенко начнет судебное разбирательство по отношению клиники. Там такой случай: пациенту удаляли стандартный аппендицикс, но врачи занесли инфекцию и заразили его гепатитом С, тяжелой формы. Истец требует с врачей около полутора млн. рублей в качестве морального ущерба.
Среди рекордсменов по сумме взысканий по причине вреда здоровью лидирует Запад. Многие слышали историю о том, как посетительница «Макдональдса» обожглась кофе и отсудила морального ущерба 640 000 долларов. В нашей стране все по-другому, был случай, как одна москвичка О. Кузнецова оказалась в той же ситуации и потребовала в суде моральный ущерб 1 млн. рублей, компания предложила ей забрать иск и выплатить 125 000 рублей, она согласилась, так как не знает закона.
Что касается смерти человека, то моральная компенсация должна быть назначена в многомиллионном размере. Но, не в России, так как в этой стране не всегда получится добиться справедливости. Было заведено дело о гибели пассажиров в авиакатастрофе на самолете ТУ-154, которая произошла в Иркутске 2001 году, суд смог выдать компенсацию за смерть одного родственника в размере 7 тысяч рублей. Дети, которые погибли во время теракта в Беслане, родители получили от государства моральный ущерб в размере 100 000 рублей.
Я не волшебник, я только учусь
В России возмещение морального вреда стало довольно новой категорией. Впервые о ней услышали в СМИ в 1990 году в законодательстве и в 1991 году в гражданском законодательстве о возмещении ущерба, который был причинен одному гражданину за то, что он распространил в СМИ сведения, которые не соответствуют фактам. Сегодня компенсация о моральном вреде касается трудовых и потребительских отношений, и в этом случае рассматривается тот вред, который был причинен терактом при не оправданном уголовном преследовании.
Уже больше полвека на Западе используют такие нормативы. Как говорят юристы, высокий размер денежной компенсации за границей объясняется высоким уровнем правовой культуры. В Советское время в России не практиковали такой подход, так как само законодательство не держало однозначных норм, суды не рассматривали иски о выплате морального ущерба, причем как со стороны гражданского иска, так и с гражданско-правового спора. А что касается позиций теоретиков, то их права вовсе отличались. Только тогда, когда появились имеющиеся законодательные изменения, суды при этом не имели никакого опыта в этом вопросе.
Сам по себе институт, занимающийся возмещением по вопросу морального вреда, больше всего развит на Западе. В этой стороне подразумевают моральный вред как психический вред, либо же, как градацию, которая может переходить в нервный шок. Об этом нам стало известно со слов управляющего партн6ера юридической фирмы под названием «Тимошенкова и партнеры» А. Тимошенкова. Если брать России, то у нее такого спектра как правовые понятия, вообще нет. Каждый судья знается на 151 статье ГКРФ.
В Англии для того чтобы определить размер компенсации в вопросе морального вреда используют разработанную тарифную схему, составленную в 1964 году. По минимальной ставке оплата за моральный ущерб начислена до 1 000 фунта, а по максимальному тарифу до 20 000 фунтов. В Америке имеется верхнее предельное ограничение, только в том случае, если в смертельном случае жертвами преступления являются наследники, то они могут потребовать ущерб в размере не больше 250 000 долларов. В Германии в суде составляется таблица, которая берется на базе раньше принятых решений в судебных заседаниях. При этом не все судьи подходят к институту взыскания серьезно, и встречается фактор правового наследия, установленный еще в советские времена.
К новшествам подобного института по отечественному праву относят существенную причину не существенной взыскиваемой суммы. Здесь стоит обратить внимание на то, что за последний период времени встречаются такие судебные акты, сумма взыскания, которая станет намного выше общепринятой, и размер будет составлять от пяти до десяти тысяч российских рублей. Это говорит о поэтапном развитии компенсации нанесенного морального вреда. При этом различия в менталитете и правовой культуре будут сохранены, как отметил юрист Ф. Бабаев, который числится как управляющий партнер юридической компании под названием «Баше».
Нужно предоставлять прейскурант моральных страданий
Здесь тенденция может быть довольно очевидной, каждый истец считает вероятным то, что практически среди многих исковых требований можно заявить о взымании компенсации за причиненный вред. При этом сумма не всегда будет обоснована, и отличаться скромностью, как стало известно со слов юриста Тимошенкова. В результате чего не каждый суд спешит удовлетворить такие требования, и чаще всего выданные компенсации получаются просто смешными, да и порой оскорбительными для многих потерпевших. Здесь возникает вопрос, какой размер компенсации необходимо указывать в исковом заявлении? Есть 2 мнения которые совершенно разные, к первому относят тот факт, что вы можете заявить на большую сумму, а в итоге получить более приемлемую сумму. Ко второму мнению относят то, что если вы укажите сумму, приравненную к реальности, тогда у суда будет меньше намеков на то, чтобы вам ее можно было скосить. Здесь юристы отмечают тот факт, что на практике определить разного рода закономерность просто не возможно.
Многие эксперты утверждают о том, что в России ситуацию может исправить прайс – лист, разработанный специально для компенсации морального вреда. На сегодняшнем этапе многие судьи руководствуются личными побуждениями. При этом все время нужно учитывать немало разных факторов, а именно: характер и обстоятельства причинения нравственных и физических страданий, требование разумности, справедливости, личные особенности, и степень вины нарушителя.
В наших судах расчетов и таблиц нет, при этом они берут в качестве образца ту методику, которую разработал главный научный сотрудник законодательного института. А также член научного и консультативного совета Верховного суда А. Эрделевский. Суть такой методики заключается в том, что есть базовая сумма и целый ряд коэффициентов, а также учитывается степень вины, фактические обстоятельства причинения вреда, индивидуальные особенности. По его расчетам сумма возмещения тяжкого вреда на здоровье должна составлять 1080 от минимальной суммы трудовой оплаты.
Многие юристы обращают внимание на такие системы, которые имеют свои традиции, например, установленные размеры компенсации за разные виды нанесения вреда, при этом включая варварские правды европейского характера. А именно, записи правовых норм от славянских или германских союзов, перебазированных на государственной основе.
По мнению профессора, есть большая разница компенсационной суммы за границей и в нашей стране, относящаяся к сильному преувеличению. Здесь, скорее всего, будет отображаться разница в жизненном уровне, так как многомиллионные решения больше всего характеризуются к США, а в Европе судебный пристав к выплатам относится более скептично. Чаще всего размер выплат составляет от пяти до семи тысяч евро, но реже встречаются и такие размеры от тридцати до сорока тысяч евро. Со слов Эрделевского, Верховный суд не останавливает такие позиции и продолжает упорядочить процедуру накладки взыскания суммы за моральный ущерб. Сегодня стали разрабатывать расчет исходя из исков о защите права и достоинства.
С таким статутом совершенно согласна и солидарна М. Малина, являющаяся доктором юридических наук, а также профессор кафедры по гражданскому праву. В любом законе не реально предписывать твердую сумму выплаты компенсации за причиненный ущерб. Все что принадлежит потерпевшим должно оцениваться по-разному. Помимо этого она еще и подтверждает оценочные критерии, которых не так и много как ей кажется, можно было сделать и больше. Рассмотрим пример, если случилась смерть и речь зашла и выплате родственникам компенсации, то здесь нужно учитывать характер взаимоотношений, семейное положение и степень близости. Если в семье погиб ребенок, и в семье больше не будет возможности завести нового, произошла смерть на глазах родственника, то эти причины также нужно учитывать в качестве дополнительных страданий родственникам или близким людям.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!