Найти в Дзене
Алексей Ярыгин

Кастинг-индустрия в России

В советское время кастингом в рекламе и кино занимался ассистент режиссера (или второй режиссер). Иностранного слова «кастинг» тогда еще не знали - это были просто пробы. Самое любопытное, что фото и кинопробы артистам оплачивались! Можно было заработать 20-30 рублей. Некоторых актеров на роль «спускали сверху», так сказать по партийной линии, бороться с этим режиссерам было сложно и даже опасно.

В кастинге всегда есть особая магия и пространство для фантазии. Иногда поражаешься, какие разные актеры пробовались на одну и ту же звездную роль и думаешь, а каким бы стало кино про Анну Каренину, если бы ее сыграла Алла Пугачева? Или полюбился бы нам Шерлок Холмс в исполнении Кайдановского?

Пугачева могла бы сыграть в “Анне Карениной” вместо Самойловой (фото из открытых источников)
Пугачева могла бы сыграть в “Анне Карениной” вместо Самойловой (фото из открытых источников)
Кайдановского почти утвердили на роль Шерлока Холмса (фото из открытых источников)
Кайдановского почти утвердили на роль Шерлока Холмса (фото из открытых источников)

Первый советский рекламный ролик для ТВ снимали тоже киношники. Это был музыкальный клип посвященный кукурузе. Времена были хрущевские, оттепель, о чем же еще мог быть ролик? Многие советские актеры снимались в рекламе с большим удовольствием и не считали эту работу второсортной, только ради денег, как сейчас. Михаил Боярский рекламировал мебельные магазины, а стать на экране счастливым обладателем автомобиля «Волга» - вообще было мечтой. 

Советский рекламный плакат
Советский рекламный плакат

К рекламе тогда относились как к искусству, лучшие сценаристы и режиссеры работали на съемках, они же выбирали артистов и моделей. А в 30-ые, тексты к агиткам и социальным рекламным плакатам писал сам Владимир Маяковский (современные копирайтеры тяжело вздохнули в этот момент).

Поэтический гений Маяковского в социальной рекламе
Поэтический гений Маяковского в социальной рекламе

Во времена перестройки появились первые коммерческие СМИ и рынок рекламы буквально взорвался, появились рекламные и модельные агентства, некоторые сотрудничали с западными партнерами. Кастинг-директор все еще не родился, а список обязанностей ассистента по подбору актеров трещал по швам: нужно было искать актеров, снимать фото и видео-пробы, монтировать, работать на площадке, делать всю бумажную и администраторскую работу (иногда на нескольких проектах одновременно). Ассистенту срочно понадобились ассистенты. И тогда, заглянув одним глазком в Голливуд, он понял, что он не просто помощник, а настоящий директор, точнее кастинг-директор! Со временем, открылись и первые кастинговые агентства, профессия, как и бизнес в целом заняла свою нишу. И с тех пор, идет параллельно западной индустрии, практически ни в чем ей не уступая. 

Хотите знать больше про мировую кастинг-индустрию? Подписывайтесь на мой блог!