Найти тему
Max F1 +

Год без Ники Лауды

Ники Лауда (22.02.1949 - 20.05.2019)
Ники Лауда (22.02.1949 - 20.05.2019)

20 мая исполнился ровно год с того момента, как не стало трёхкратного чемпиона мира Формулы-1, легенды автоспорта, бывшего спортивного директора Jaguar и неисполнительного директора Mercedes Ники Лауды.

Его путь к заветным трофеям был очень трудным и, как никогда, сложным. Он много раз был на грани гибели и финансового краха. Он очень часто проигрывал, но продолжал верить в себя, возвращался и побеждал. Именно поэтому он и стал легендой автоспорта, его имя стоит в одном ряду с такими пилотами как Сэр Джеки Стюарт, Айртон Сенна, Ален Прост, Сэр Джек Брэбем, Хуан-Мануэль Фанхио и Михаэль Шумахер.

Ники Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене. Семья нашего героя была очень богатой - родители были успешными банкирами, а его дед, доктор Ганс Лауда, владел одним из крупнейших предприятий бумажной индустрии в Австрии и никто не сомневался в том, что Ники продолжит семейное дело. Однако ему не было абсолютно никакого дела до всей этой рутины, юноше были интересны только гонки. Заметив это, семья наотрез отказалась поддерживать карьеру своего отпрыска, считая, что фамилия Лауда должна стоять в экономическом, а не спортивном разделе газет. Но Ники было глубоко наплевать на их мнение.

Спортивная карьера Лауды началась в конце 60-х, когда он стал принимать участие в местных кузовных соревнованиях, сначала на Mini Cooper S, а затем за рулём Porsche 911, причём весьма успешно. В 1970 году, после впечатляющего сезона в Formula Vee, Ники отправился в Формуле-3. Правда, к тому моменту, наш герой уже успел нахватать кредитов в австрийских банках, загнав себя в долги на долгие годы. Благо, в те годы фамилия Лауда была как на духу в Австрии и банкиры легко давали деньги на участие в гонках, а в качестве процентов Ники расклеивал рекламу банков на свой шлем.

Но, к сожалению, сезон 1970 года оказался неудачным. Лауда хотел перебраться в Формулу-2, но денег на участие в гонках не было. Наш герой устремился в банк за очередным кредитом, его одобрили, а затем... отказались выдавать деньги! Доктор Ганс Лауда, дедушка Ники, решил разрушить карьеру внука, пожаловавшись руководителям банка. Своего он добился, однако в ответ получил от ворот поворот - будущий пилот Формулы-1 пошёл в другой банк, где ему выделили деньги на участие в Формуле-2 за рулём заводской команды March. Результаты были средними, однако Ники удалось договориться о выступлениях в королевском классе.

Ники Лауда за рулём March на Гран-при Монако 1972
Ники Лауда за рулём March на Гран-при Монако 1972

На Гран-при Австрии 1971 года Ники Лауда дебютировал за рулём March в Формуле-1, но гонка не задалась - стартовав предпоследним наш герой сошёл с дистанции. Да и в первом полном сезоне 1972 года результатов не было никаких - ни одного очка за весь сезон и огромное количество долгов за душой.

Однако австриец в очередной раз решил рискнуть и подписал контракт с BRM. Разумеется, не за просто так - требовалось выплатить 2 миллиона австрийских шиллингов, правда ему удалось договориться разбить этот транш на 3 части. К тому моменту Ники планировал стать звездой Формулы-1 и на Гран-при Монако 1973 года он поймал своё звёздный час - за рулём слабого BRM он долгое время ехал третьим и хотя он в итоге сошёл с дистанции, данное выступление привлекло внимание самого Энцо Феррари и Лауда без раздумий подписал контракт с Командой Мечты. Впервые в жизни он получил работу, которая позволяла полностью покрывать бесконечные проценты по кредитам.

В первом же сезоне за Ferrari австриец одержал две победы, но концовку сезона он провалил, сойдя в последних пяти гонках подряд. В итоге, Ники занял 4 место в чемпионате с 38 очками, проиграв своему напарнику и большому другу Клею Регаццони, который до последнего этапа боролся за титул, но уступил Эмерсону Фиттипальди 3 очка. Но уже в 1975-ом Лауда стал первым номером команды и за один этап до конца досрочно стал чемпионом. В сезоне 1976 года наш герой продолжал штамповать победы, однако перешедший из Hesketh в McLaren Джеймс Хант, который в жизни был другом Ники, не собирался сдаваться и оказывал нешуточное сопротивление по ходу чемпионата.

Последствия аварии Ники Лауды на Гран-при Германии 1976
Последствия аварии Ники Лауды на Гран-при Германии 1976

Но была гонка на немецком Нюрбургринге, который проводился тогда на 22-километровом кольце. На 2 круге гонки в его машине произошла поломка подвески и машину унесло в барьер, пробив бензобак. Машина вспыхнула, вдобавок позади ехавшие пилоты врезались несколько пилотов. Брет Ланджер и Артуро Мерцарио смогли вытащить Ники из пылающего болида, но австриец получил значительные ожоги лица, попутно отравившись угарным газом. После этого Лауду отвезли в больницу, где ему пересадили кожу и сделали операцию на глазах - Ники не мог их закрывать после аварии.

Он пропустил две гонки в Австрии и Нидерландах, вернувшись на Гран-при Италии в Монце. К последнему этапу в Японии Лауда опережал Ханта на 3 очка (68:65). В день гонки на автодроме в Фудзи шёл сильнейший дождь и после 2 кругов австриец заехал в боксы, отказавшись от дальнейшей борьбы - после жуткой аварии в Германии он не хотел второй раз рисковать жизнью. А Джеймс Хант остался и, финишировав третьим, британец стал чемпионом мира, опередив нашего героя на одно очко. Но в 1977-ом Ники отыгрался, завоевав второй титул. Правда, к тому моменту, отношения с Энцо Феррари окончательно испортились и после достижения цели на Гран-при США он решил не участвовать в двух последних гонках в Канаде и Японии.

Ники Лауда за рулём Brabham на Гран-при Аргентины 1978
Ники Лауда за рулём Brabham на Гран-при Аргентины 1978

К тому моменту Ники уже давно знал, что следующий сезон он проведёт в Brabham - команде, которой управлял небезызвестный Берни Экклстоун. Но несмотря на блестящее шасси, моторы Alfa Romeo портили всю картину. И если в 1978-ом он сумел одержать две победы в Швеции (благодаря "болиду-пылесосу" BT46C) и Италии (благодаря минутным штрафам Марио Андретти и Жиля Вильнёва за фальстарты), то в 1979-ом он и вовсе сумел лишь дважды довести болид до финиша. Как итог, прямо во время Гран-при Канады он решил уйти из команды и из Формулы-1 вообще.

После завершения карьеры он решил заняться бизнесом: открыл собственную авиакомпанию Lauda Air. Однако дела шли невероятно плохо, компания терпела огромные убытки. В поисках денег Ники принимает решение вернуться в Формулу-1, подписав контракт с McLaren, сумма которого составляла 5 миллионов долларов - в те годы эта сумма была рекордной в автоспорте. Но в 1982-1983 годах он, несмотря на то, что он внёс огромный вклад в развитие болида и подписание контракта с Porsche на поставку турбодвигателей под брендом TAG, значительно уступал по скорости Джону Уотсону. Ситуация усугублялась ещё и тем, что в сезоне 1984 года австриец получил нового партнёра по команде - Алена Проста, лучшего гонщика Формулы-1 по всеобщему убеждению тех лет.

В квалификациях Ники Лауда очень сильно уступал Алену Просту, однако в гонках он отыгрывался, поскольку ещё в начале сезона он стал сосредотачиваться именно на них. Как итог, австриец опередил француза в чемпионате всего на 0.5 очка, завоевав свой третий чемпионский титул. Но уже в 1985-ом, из-за бесконечных поломок болида, он не смог оказать Профессору никакой борьбы. Лишь три раза Ники удалось финишировать - в Имоле (4 место), на Нюрбургринге (5 место) и в Зандвоорте (победа). После такого невразумительного сезона Лауда второй раз повесил шлем на гвоздь, на этот раз окончательно.

После ухода из автоспорта Ники продолжил заниматься своей авиакомпанией Lauda Air. Дела шли в гору до тех пор, пока 26 мая 1991 года не произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории авиации. Самолет Boeing 767 совершал рейс номер NG004 по маршруту Гонконг-Бангкок-Вена, но через 15 минут после вылета из Бангкока левый двигатель самопроизвольно перешёл в режим реверса, что привело к переходу самолёта в неконтролируемое пикирование. Перегрузки при падении были настолько сильными, что самолёт развалился на части уже в воздухе и его обломки упали на территорию национального парка Пхутой в Данчанге. Все находившиеся на его борту 223 человека погибли.

После этой авиакатастрофы Ники серьёзно потерял мотивацию и к концу 2000 года продал свою компанию и она стала подразделением Austrian Airlines.

Ники Лауда
Ники Лауда

Несмотря на завершение карьеры в автоспорте Лауда не расстался с Формулой-1. В середине 1990-х он совмещал работу телекомментатора и консультанта команды Ferrari, а в начале 2000-х концерн Ford пригласил его на должность спортивного директора команды Jaguar, но проработав полтора сезона Ники был уволен по причине неудовлетворительных результатов. Лауда снова вернулся в авиабизнес, выкупив в 2003 году Aero Lloyd Austria, дав ей своё имя - Niki. Но когда в начале 2010-х Mercedes вернул в Формулу-1 свою заводскую команду, нашего героя пригласили на работу в качестве неисполнительного директора. Именно в этой должности он и добился большого успеха. Во многом благодаря Лауде "Серебряные стрелы" стали доминирующей силы в современной Формуле-1.

Что касается личной жизни, то и она была наполнена яркими и не очень яркими моментами. В 1976 году он женился на Марлен Кнаус, которая подарила ему двоих сыновей - Маттиаса и Лукаса. Но прожив вместе 15 лет супруги развелись, оставшись при этом хорошими друзьями. В 2005 году он встретил новую любовь, которую звали Биргит Ветзингер. В том же году у него обострились проблемы с почкой. Дело в том, за 8 лет до этого Ники уже пересаживали почку его родного брата, но и она отказала, в итоге пришлось искать нового донора. Сын Лукас хотел им стать, но анализы показали, что почка не соответствовала необходимым критериям, тогда Биргит предложила отдать свою почку. В результате, Ники пересадили почку его новой возлюбленной и в 2008 году они сыграли свадьбу, а ещё через год у них родилась двойня - сын Макс и дочь Миа.

Однако проблемы со здоровьем не отпускали австрийца до последних дней жизни, а с середины 2018 года он и вовсе практически не поднимался с больничной койки. 20 мая 2019 года, после продолжительной болезни, Ники Лауды не стало. Ему было 70 лет.

Ники Лауда был и остаётся одним из самых легендарных гонщиков в истории автоспорта. Он является ярким примером того, что несмотря на все неудачи, можно легко добиться успеха. Нужно лишь верить в себя и не думать о проблемах, которые могут тебя постигнуть.

А как вы относитесь к Ники Лауде? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить!