Найти в Дзене
Философский диалог

"О вкусах не спорят": почему это неправда

Возможен ли объективно отличный вкус и что такое прекрасное.

Почему мы можем судить о прекрасном? Дело в том, что есть два вида вкуса. Первый, пишет Иммануил Кант в «Критике способности суждения», связан с чувственным удовольствием, когда нам приятно кушать именно эту еду, скажем, борщ, или получать тактильное удовольствие от перелистывания книг и так далее. Второй вид вкуса связан с удовольствием и неудовольствием от прекрасного.

«Вкус – есть способность судить о прекрасном», - пишет Кант.

Наши суждения о прекрасном – это суждения вкуса. И здесь важно сказать несколько слов об интересе. Дело в том, что всё прекрасное по своей природе безынтересно для человека, то есть они не обладают никакой пользой, особым смыслом, они не доставляет ему удовольствие физическое, то есть так, как доставляет удовольствие вкусное жаркОе, солнышко, которое греет нашу кожу или свежий морской воздух. Это и не какое-то интеллектуальное удовольствия, ведь идеи и понятия сами по себе не доставляют удовольствие. Человек тянется ко всему прекрасному не потому, что его желает, скорее, он получает особое, не чувственное удовольствие от чистого любования формой вещи.

Прекрасное мы обнаруживаем во всём целесообразном. К примеру, в природе и в том, что наиболее пригодно для своего назначения. Комично, что женщина та прекрасная, согласно немецкому философу, что отлично подходит для деторождения. И здесь мы можем поставить вопрос о дискуссионном характере суждений вкуса, почему о них можно и нужно спорить?

-2

Для этого суждения вкуса должны претендовать на всеобщность, ведь мы притязаем на то, что наш вкус или чей-то ещё нужно принять всем. В то же время суждения вкуса субъективны, поскольку выносит их конкретный человек, основываясь на своих представлениях. Кант объясняет противоречие между субъективной природой вкуса и тягой его к объективности тем, что суждения о прекрасном делаются человеком свободно и беспристрастно, что как бы мнимо делает их более «объективными», хотя это неправда. Поэтому у нас остаётся желание навязывать наш вкус другим, не претендуя на то, что вкус будет объективно лучшим..

Поэтому суждение «о вкусах не спорят» относится только к удовольствиям, которые мы получаем от наших органов чувств. В свою очередь, чувство прекрасного и суждения вкуса – это то, что нас возвышает и увлекает за пределы простых удовольствий.

А теперь вопрос: в самом деле, то, что вы считаете прекрасно, прекрасно? Или вы имеете к этому определённый, возможно, скрытый от вас интерес?

Меня очень радуют новые подписчики. Спасибо!

Источник фото: warnet.ws