Несмотря на то, что Моцарт прожил всего 35 лет, про его жизнь можно написать целый magnum opus. Великий композитор эффектно стартовал и не менее эффектно финишировал. А на дистанции он успевал не только писать музыку, но и вести обильную переписку, выстраивать отношения с вельможами, придумывать несуществующие заговоры и раскрывать их.
Ранняя слава
Не секрет, что Моцарт был вундеркиндом. Согласно Каталогу Кёхеля, он написал своё первое произведение в пятилетнем возрасте (Andante D-Dur). В шесть лет он отправился в свой первый тур, а в восемь лет его имя появилось на страницах СМИ. Причём не каких-то местечковых, а заграничных!
Вот что написал Oxford Journal 23 февраля 1765 года о дебютном выступлении Моцарта в Лондоне: «Только представьте! Приводя публику в восторг своей виртуозной игрой и композиторским мастерством, в перерывах гений галопировал по комнате на воображаемой лошади. Ничего удивительного, ведь ему всего восемь!»
Заговор итальянцев
Скажите, пожалуйста, как талантливый композитор и педагог Антонио Сальери превратился в коварного отравителя? Конечно, не обошлось без помощи Пушкина, но поэт лишь раздул уже существующую историю, а не придумал её. Позже тему подхватили Римский-Корсаков и Милош Форман. Но откуда пошли сплетни о враждебном отношении Сальери к Моцарту?
Есть вероятность, их источником являлся сам Моцарт. В письмах он постоянно жаловался отцу на то, что Сальери перебегает ему дорогу:
«Кто знает, как выйдет с постановкой Свадьбы Фигаро — у меня есть сведения, что готовится большая интрига. Сальери и его сообщники из кожи вон лезут».
Моцарт всеми правдами и неправдами пытался добиться положения при дворе императора Иосифа II. Но Сальери всегда оказывался удачливее. Объяснение этому наш герой находил в заговоре «макаронников» (итальянские композиторы действительно пользовались большим успехом). К тому же, Моцарту было необходимо как-то оправдываться за свои локальные неудачи перед строгим отцом. Вот он и придумал историю о том, что Cosa Nostra ставит ему палки в колёса (справедливости ради стоит заметить, что музыканты в погоне за славой и деньгами вполне могли пакостить друг другу, но в меру).
Кстати в коварстве Моцарт обвинял не только Сальери и других композиторов, но даже своего либреттиста Лоренцо да Понте:
«Господа итальянцы ведь очень милы лицом к лицу, а за спиной! ...мы-то их хорошо знаем. Если Да Понте сговорился с Сальери, либретто я никогда в жизни не получу, а я так хотел бы показать свое умение в области итальянской оперы».
Несмотря на подобное отношение к итальянцам, Моцарт, вероятно, поддерживал дружеские (по крайней мере, приятельские) отношения с Сальери, который несколько раз дирижировал его операми и первым исполнением сороковой симфонии.
Сделка с творческой совестью
Однажды к Моцарту явился человек в чёрном и сделал предложение, от которого он не смог отказаться. Речь о графе Франце фон Вальзегге Штуппахском, заказавшем написание легендарного Реквиема. Известно, что этот вельможа имел обыкновение покупать произведения у известных композиторов и рассказывать всем, что он сам их написал.
Как и вся история Реквиема, переписка с графом окутана тайной. От неё осталась записка Моцарта, в которой он сообщает, что готов выполнить заказ, будет работать без дедлайна и желает уточнить куда нужно будет доставить партитуру, когда она будет готова.
Скорее всего, композитор взялся за заказ, скрепя сердце. С одной стороны, он, как всегда, нуждался в деньгах. Но с другой — соглашаясь на условия графа фон Вальзегга, Моцарт отказывался от интеллектуальных прав на Реквием. Он стыдился рассказать об унизительных деталях сделки даже своей жене (кстати, жена-то оказалась в курсе и после смерти Моцарта пыталась несколько раз получить деньги за партитуру).
Биографии музыкантов и представителей других творческих профессий всегда обрастают легендами. Главное, чтобы само искусство не оказалось в тени этих легенд. Но в случае с Моцартом об этом беспокоиться не стоит — его музыка будет жить вечно.