Найти в Дзене
Медиапалуба

Китайцы могут построить док для «Адмирала Кузнецова»

Шанхайская верфь Jiangnan Shipyard (входит в государственную корпорацию China State Shipbuilding Company, CSSC) начала строительство крупного плавдока. Габариты сооружения 250 м на 60 м при осадке в 4,8 м.

Как рассказал китайский портал globaltimes.cn со ссылкой на представителей верфи, церемония закладки прошла 18 мая 2020 года. На мероприятии руководство предприятия подчеркнуло, что начало работы над таким крупным заказом ознаменует новую веху в развитии компании и полный выход из проблем, связанных с пандемией коронавируса.

Новый плавдок предназначен для подъема судов и кораблей массой до 32 тыс. тонн, транспортировки как самих кораблей, так и отдельных блоков и секций для последующей сборки на месте. По другим данным из китайских же источников следует, что плавдок позволит работать с кораблями водоизмещением до 45 тысяч тонн.

Построить сооружение судостроители обещают к середине сентября 2020 года (!).

-2

Далее начинается самое интересное. Верфь Jiangnan Shipyard - один из главных подрядчиков Народной освободительной армии Китая в части строительства боевых кораблей. Именно здесь строились и строятся эсминцы типа 052D и 055.

Плавдоки подобных габаритов на предприятии никогда не строили, для собственных нужд это сооружение верфи ни к чему. При этом заказчика плавдока даже головная CSSC не называет.

Строительство сухого дока на 35СРЗ в Мурманске на зиму 2019 года. Ныне в том же состоянии
Строительство сухого дока на 35СРЗ в Мурманске на зиму 2019 года. Ныне в том же состоянии

Исходя из разнящихся данных в китайской (да и в российской) прессе высказываются предположения, что сооружение строится для иностранного заказчика. На ум первой приходит Россия, где после затопления ПД-50 прошло два года, а воз и ныне там. Сухой док на 35 судоремонтном заводе в том же состоянии «недостроенности», подъем ПД-50 пока даже не обсуждается, а док для того же «Адмирала Кузнецова» необходим.

Что играет не в пользу китайского плавдока? Прежде всего габариты самого «Адмирала Кузнецова». При длине корабля в 306 метров поставить его в док длиной 250 метров вряд ли получится. Да и грузоподъёмность в 32 тыс. тонн маловата.

Тем не менее версия о помощи дружественного Китая есть, и она имеет под собой все основания.

Ремонт атомного лихтеровоза «Севморпуть» на Канонерском судоремонтном заводе, январь 2020 года
Ремонт атомного лихтеровоза «Севморпуть» на Канонерском судоремонтном заводе, январь 2020 года

Большая часть плавдоков СССР покупала у стран СЭВ или вовсе у Запада. Например, самый большой док Северо-Запада, который стоит на Канонерском судоремонтном заводе, грузоподъёмностью 35600 тонн, полезной длиной 246.4 м и шириной 32.2 м был построен в Югославии в 1989 году. В декабре 2019 года там проходил ремонт атомный лихтеровоз «Севморпуть», но для «Кузнецова» сооружение маловато.

Также на Украине в Херсоне остался завод «Паллада», который еще с советских времен специализировался на строительстве плавдоков. Предприятие до сих пор работает, но дорога России, при всей охоте тамошних корабелов, туда заказана.

Плавдок проекта 28140 постройки «ССК»
Плавдок проекта 28140 постройки «ССК»

За всю историю современной России был построен только один более-менее крупный плавдок грузоподъемностью 8000 тонн проекта 28140. И то заказ был от азербайджанского Каспийского морского пароходства. Строила его Городецкая «ССК» (бывшая Городецкая судоверфь) в 2015 году. Причем завод отправлял док блоками, в Баку шла стыковка и насыщение.

Так, что возможно вслед за китайскими двигателями на кораблях ВМФ, китайскими судами река-море российское судостроение пополнится и крупным плавдоком Made in China? С точки зрения мирового разделения труда - это вполне оправдано. Будет интересно услышать мнения коллег.