Найти в Дзене
Тревел на всю голову

Кто-кто в теремочке живет? Как мы в Тальцы ездили

Я люблю дома. Разные. Люблю рассматривать и современные небоскребы, и постройки времен Сталина-Хрущева-Брежнева, и деревянные домики в какой-нибудь деревне Гадюкино. А еще я люблю национальные жилища, по сути, это тоже дома, правда не совсем для нас привычные - чумы, юрты, яранги и даже вигвамы. Вот так моя любовь к домам занесла нас в Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы». По сути «Тальцы» это огромный музей под открытым небом, приезжать сюда можно на весь день. Вся территория поделена на 4 историко-культурные зоны: русскую, бурятскую, эвенкийскую и тофаларскую. Эвенки – наиболее древняя коренная народность, проживающая в Прибайкалье. Они населяют северные районы региона, по переписи 2002 эвенков насчитывалось всего 1360 человек. Эвенки вели кочевой образ жизни, основным их занятием были охота и оленеводство. В «Тальцах» можно увидеть традиционный эвенкийский чум - голомо из жердей, покрытых лиственничной корой. В сравнении с ненецким чумом он намного меньше и

Я люблю дома. Разные. Люблю рассматривать и современные небоскребы, и постройки времен Сталина-Хрущева-Брежнева, и деревянные домики в какой-нибудь деревне Гадюкино. А еще я люблю национальные жилища, по сути, это тоже дома, правда не совсем для нас привычные - чумы, юрты, яранги и даже вигвамы.

Вот так моя любовь к домам занесла нас в Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы».

 Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы».
Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы».

По сути «Тальцы» это огромный музей под открытым небом, приезжать сюда можно на весь день. Вся территория поделена на 4 историко-культурные зоны: русскую, бурятскую, эвенкийскую и тофаларскую.

Эвенки – наиболее древняя коренная народность, проживающая в Прибайкалье. Они населяют северные районы региона, по переписи 2002 эвенков насчитывалось всего 1360 человек. Эвенки вели кочевой образ жизни, основным их занятием были охота и оленеводство.

В «Тальцах» можно увидеть традиционный эвенкийский чум - голомо из жердей, покрытых лиственничной корой. В сравнении с ненецким чумом он намного меньше и у ненцев чумы покрыты оленьими шкурами. Но в отличии от ненецких, эвенкийский чум стационарный, т.е его не перевозят с места на место.

Эвенкийский чум - голомо
Эвенкийский чум - голомо

Для хранения добытого на охоте мяса эвенки свои лабазы строили на деревьях, это обеспечивало защиту от россомах, волков, медведей.

-3

Самая большая экспозиция музея - Ангаро-Илимская, где мы попадаем в поселение конца 18 - начала 20 века. Все, представленное здесь - подлинные строения, привезенные из Братского и Илимского районов Иркутской области.

Центр села - Илимский острог

Спасская башня Илимского острога
Спасская башня Илимского острога
История возникновения острога уходит в далекий 1630 год, когда казаки, под предводительством атамана Галкина плыли летом по Ангаре. Наступление холодов застало казаков там, где Илим впадает в Ангару, и на этом месте они поставили зимовье, а в 1631 году ими был рублен первый острог. Через 16 лет, в 1647 г. острогу присвоили статус города, да только случилась беда - острог сгорел. Построили новый и тот тоже через 12 лет был уничтожен пожаром. 8 августа 1667 г. по распоряжению правительства приступили к строительству нового – третьего по счету – острога на обширном лугу в полутора километрах от старого.
Новый острог состоял из восьми башен, три из которых были въездными и украшались часовнями «на свесях». До наших дней сохранились только фрагменты острога в виде Спасской проезжей башни.

Во время строительства Усть- Илимской ГЭС из-за затопления части исторической территории бывшего Илимского острога Спасская башня была вывезена в музей. Спасская башня Илимского острога – уникальный памятник архитектуры, это одна из шести сохранившихся в мире острожных башен-оригиналов.

В XVIII в. в Прибайкалье сформировался новый тип усадебной планировки: в центре ее горницей на улицу – жилой дом, а справа и слева от него – открытые дворы с хозяйственными постройками. Чистый двор выстилался полубревнами и имел набор хозяйственных построек для хранения продовольствия и имущества. Скотный двор в соответствии со своим названием обеспечивал обслуживание домашних животных и был, как правило, земляным.
-5

Если пройтись по селу, то можно увидеть, как жил народ и даже зайти в дома. Обратите внимание на деревянный настил во дворе.

-6

Внутри домов воссоздано убранство, соответствующее времени и статусу дома.

Вот так выглядит та самая русская печка, которая служила и отоплением, и плитой и местом для сна. Кстати, печка имеет еще одно, местное, название - кутья. Возможно, именно от него и произошло слово "закуток", т.е. место между печкой и стеной. В закутке зимой держали новорожденных телят и ягнят, чтобы они не замерзли в хлеву.

-7

А это настоящий ткацкий станок

-8

Семья гончара за работой

-9

Урок в церковно-приходской школе. Школу сюда привезли из села Кеуль, которое в 2013 году было затоплено после постройки Богучанской ГЭС.

-10

А это уже интерьер избы времен Великой Отечественной войны.

Волостное правление. Сейчас это бы назвали администраций сельского поселения, а в советские времена - сельсоветом.

-12

Бурятская часть экспозиции представлена юртами, правда внутрь мы не попали.

-13

Конечно же я показала лишь малую часть того, что можно посмотреть в музее. Здесь есть еще и выставочный зал, залы для мастер-классов, кафе, сувенирные магазины. К сожалению, в наш приезд все было закрыто.

-14

Ну и про организацию работы музея (на 2020 год)

Входной билет без экскурсии - 250 руб, с экскурсией - 300 руб

Видео и фотосъемка - 50 руб

Сайт у музея очень своеобразный, как минимум мне не удалось найти график работы и карту территории. Анонсы и события не обновлялись с 2016 года.

О сотрудниках музея хочется сказать отдельно. Настолько неприветливых мы не встречали давно. Особенно впечатлила тетушка в форме охранника, устроившая нам скандал, за "не любительскую, а профессиональную" фото и видеосъемку, ибо "камеры большие и вообще..." Ну и милая барышня в визит-центре тоже порадовала. Билеты картой оплатить можно, а вот сувениры строго наличкой. Поскольку наличных у нас с собой не оказалось, то и магнитика из «Тальцов» в нашей коллекции нет.