Найти в Дзене

Чего боялся Владимир Маяковский

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В этой статье я попытаюсь показать, что знаменитый поэт Владимир Маяковский, "горлан и главарь", футурист в желтой кофте, трибун революции, остроумный шутник, был, несмотря на свою громогласность, уверенность в себе и вид сильного духом и телом мужчины, весьма хрупким и душевно незащищенным человеком.

На самом деле он был обуреваем различными комплексами, ставшими частью его натуры и приведшими, в конечном итоге, к трагическому финалу.

Художника не знаю (Соколов? Мариупольский?) "Владимир Маяковский"
Художника не знаю (Соколов? Мариупольский?) "Владимир Маяковский"

В искусстве образ Маяковского отражен очень широко. Его многократно изображали разные художники (включая Илью Репина), как при жизни, так и после смерти. О нем написаны стихи, книги, сняты фильмы, ему поставлены памятники. В общем, можно сказать, что Маяковский отражен чуть ли не во всех видах искусства.

Приведенная выше картина (к сожалению, не могу назвать художника), в лаконичном и сдержанном стиле показывает Владимира Владимировича сидящим в кресле в профиль. Отличный портрет! Глядя на него, я вижу не только уверенного в себе мужчину, но и чувствую какую-то трогательность облика.

В. Мариупольский "Портрет  поэта Владимира Маяковского"
В. Мариупольский "Портрет поэта Владимира Маяковского"

Схожее ощущение остается и от этого фронтального портрета кисти Мариупольского.

Маяковский в галстуке, белой рубашке ("и кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо"). Он был очень чистоплотным человеком и сильно боялся заразиться чем-нибудь. Этот страх возник к детстве, после того, как отец Володи умер от заражения крови, уколов палец иглой. Полученная душевная травма превратила Маяковского в мизофоба. Его болезненное стремление к чистоте приобретало реально опасные формы, так как у поэта возникали судороги при мысли о том, что он может подхватить заразу.

Ю. Ракино "Владимир Маяковский"
Ю. Ракино "Владимир Маяковский"

Еще одной навязчивой фобией Маяковского был страх старости. Это был человек, весь стиль жизни которого ориентирован на молодость, новизну, прогресс. Недаром он примкнул к футуристам, ведь это направление в искусстве декларировало устремленность в будущее. Поиск новых форм, отрицание устоявшихся канонов искусства стали стихией Маяковского. Именно поэтому он приветствовал революцию, ведь она полностью обновила всю общественную жизнь.

По мере того, как возраст приближался к 40 годам, поэт все чаще испытывал страх перед будущим, хотя, казалось бы, футурист должен его приветствовать.

А. Дейнека "В. Маяковский в мастерской Окон РОСТА"
А. Дейнека "В. Маяковский в мастерской Окон РОСТА"

Но ведь неуклонный ход времени вперед означал и приближение старости. Маяковский боялся отстать от жизни и ясно видел, что его принципы и ценности в меняющихся условиях устаревают. Новая эстетика жизни, задаваемая стилем сталинского правления, неуклонно вела совсем не туда, о чем мечталось поэту. Он все больше чувствовал свою неуместность в данный момент.

Все это усугублялось еще и личными переживаниями.

Кадр из фильма "Закованная фильмой", Лиля Брик и Владимир Маяковский
Кадр из фильма "Закованная фильмой", Лиля Брик и Владимир Маяковский

В отношениях с женщинами Маяковский тоже имел комплексы. Красивый, харизматичный, талантливый, он привлекал к себе женщин, как магнитом. У него было мощное мужское обаяние, так называемый сексапил. Свои влюбленности Маяковский переживал очень бурно, его темперамент был холерический, поэтому и чувства выражались крайне остро, гипертрофированно.

И при этом Маяковский сильно боялся не получить ответного чувства, быть по-мужски несостоятельным. Поэтому вступал в многочисленные связи, чтобы еще и еще раз утвердиться в себе как в мужчине.

Татьяна Яковлева. Фото из открытого источника в Яндексе
Татьяна Яковлева. Фото из открытого источника в Яндексе

В результате у Маяковского возникла зависимость от женщин. Он не мог быть один, рядом с ним всегда должна была стоять любящая женщина. Такой женщиной его жизни стала Лиля Брик, дамочка, мягко скажем, неоднозначная. Она умело манипулировала поэтом и стала необходимой ему даже в те периоды, когда Маяковский был сильно влюблен в других женщин.

Трагическая точка, которую Маяковский поставил в своей жизни, стала результатом сплетения различных причин. Но ясно одно - этот выстрел стал свидетельством душевной слабости поэта и его фобий.

Почитайте еще на моем канале:

Как цирковой силач стал исследователем Египта: невероятная судьба Джованни Бельцони

Аристократка, ставшая придворной художницей при дворе испанского короля

Канал мужа:

Какой сериал можно будет снять о нынешней ситуации