Начинаю рубрику #ставим звуки дома. Итак, если вы решили поставить звук самостоятельно, то все равно советую сходить на консультацию к логопеду. Вам необходимо знать, что никаких скрытых нарушений нет и малыш не умеет произносить звук четко, только из-за слабого развития мышц языка.
Звук «Р» появляется в 5-5,5 лет. До этого времени даже не стоит пытаться его ставить. Это связано с тем, что артикуляционный аппарат ещё физиологически не готов к такому сложному процессу. Единственное, что вы можете делать - это помочь ребёнку и его язычку подготовиться к произношению с помощью упражнений.
Если вашему киндеру уже больше 5,5 лет и вы хотите поставить звук сами, тогда важно запомнить, что занятия должны проходить регулярно. А так же ребёнок должен понимать, что это занятие, и стараться выполнять все четко и правильно. Дело в том, что большинство родителей не могут качественно провести занятие (у кого-то ещё дети, кто-то просто не имеет влияние на ребёнка, у кого-то не хватает терпения и нервов.) Поэтому давайте расскажу вам систему как проводить качественные занятия, которые дадут результат и с наименьшими временными и нервными затратами.
1 ЭТАП. УПРАЖНЕНИЯ.
Это самый главный и важный аспект в процессе постановки любого звука.
Эти упражнения можно начинать делать заранее, например лет с четырёх. Таким образом к нужному возрасту мышцы будут подготовлены и возможно вам потребуется всего лишь «подстегнуть» язычок для создания звука и на этом вся работа по постановке будет закончена. Или он сам заговорит. Но все по порядку.
Итак, упражнения которые я опишу ниже необходимо делать по следующей схеме: 2-3 упражнения по 3-5 раз (считаем вначале до 5, далее усложняем и считаем до 10. Это 1 раз, таких 3-5 на каждое упражнение). В день нужно минимум 3 раза повторять их. Если подсчитать, то на выполнение упражнений хватает 5 минут. Значит вам надо в день выделить 15 минут. По факту, если серьезно к этому отнестись, то это время вообще не будет чувствоваться. Например, утром и вечером когда почистили зубы сразу делаете упражнения. И один раз днём, например на прогулке или перед обедом. Короче, вам виднее где в вашем расписании найти удобное время. Порой, детки сами выполняют эти упражнения и вам ничего делать не нужно, кроме как хвалить ребенка.
- «Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху. Форма языка напоминает чашечку. Если ребенок не понимает как это сделать, попросите его высунуть широкий язык, а потом ложечкой немного поднажмите на середину языка (ближе к кончику) и попросите ребенка поднять язычок вверх. Удерживайте давление на языке. Таким образом, малыш поднимет боковые края и кончик языка. А это и есть "чашечка". Далее ребенку нужно будет отработать напряжение языка для самостоятельного управления.
- «Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт. Чем четче будет "цоканье", тем лучше. Меняйте темп лошадки - быстро скачет и медленно.
- «Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении. Важно растягивать подъязычную уздечку. Просите ребенка постепенно (но без дискомфорта) опускать нижнюю челюсть, при этом язык остается прилеплен к нёбу. Чем ниже опускается челюсть, тем больше тянется уздечка.
- «Иголочка». Узкий язычок высовывается как можно дальше. Можно взять Чупа-Чупс или конфетку, держать ее на небольшом расстоянии от губ и пусть ребенок к ней тянется кончиком языка.
- «Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого уголка рта. Для сладкого эффекта и веселого занятия, "пачкайте" уголки рта вареньем или медом.
- «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.
Другие упражнения для развития артикуляционного аппарата, вы найдете в конце статьи в разделе "другие публикации автора".
Важно! Не переусердствуйте! Вначале упражнения нужно делать недолго и немного. Мышцы языка (особенно если они не натренированы) начнут часто и сильно напрягаться, что даст дискомфортное или слегка болезненное чувство во рту малыша. И что бы не отбить желание к занятиям и не испугать ребёнка, нужно начинать с малого. Это как в спортзал ходить: если сразу и много, потом будете лежать и страдать от боли в мышцах. Разница только в том, что вы понимаете что это хорошо, а малыша это пугает!
И еще, следите что бы в комплексе упражнений было хотя бы одно, которое получается у малыша. Так он не станет сильно расстраиваться, что у него не получается ничего. Будет хорошо и правильно, если эти упражнения по началу будут проводиться перед зеркалом и с вашим участием. Детям гораздо проще учиться по подражанию. Вы делаете, а ребенок смотрит в отражение и пытается повторить (при этом видев и себя).
2 ЭТАП. ПОСТАНОВКА ЗВУКА.
Первый способ при помощи чайной ложки. Нужно «подстегнуть» правильное произношение. Ребенок уже научился четко и быстро выполнять упражнение «Барабанщик» и теперь дело за малым. Вам понадобится чайная ложка с ровной и закругленной ручкой. Либо можно взять пластиковый медицинский шпатель. Главное, что бы не было ничего острого и зазубрин. Если решили взять одноразовый деревянный шпатель, убедитесь, что он идеально отшлифован.
Суть заключается в том, что бы создать искусственную вибрацию языка, как при нормальном произношении. Попросите ребенка произносить быстро «Д-Д-Д-Д-Д» при широко открытом ротике. Быстро и непрерывно. Приложите гладкую часть ручки ложечки к кончику языка со стороны уздечки. И пока ребенок без остановок «бьет» себя по верхнему небу, вы начинаете активно скользить ложечкой из стороны в сторону (право-лево). И делать это резко и быстро. Таким образом вы создаете вибрацию и при правильном движении почти сразу услышите звук «Р». Обратите внимание ребенка на то, что бы он не останавливаясь делал упражнение. Это помогает держать язык в нужном тонусе. Как только вы услышали заветный звук спросите малыша, слышал ли он его сам. Обычно сразу понятно, когда ребенок услышал звук - он расплывается в улыбке от гордости и счастья!) Далее поделайте еще несколько раз, что бы киндер внимательно проследил за своим язычком.
Второй способ, это сильное дыхание. Отталкиваться будем от других исходных. Попросите ребенка сделать «Чашечку» и очень сильно «приклеить» язычок к бугорку на верхнем небе. Теперь, сделав глубокий вдох через нос, резко и быстро выдохнуть через рот сказав длительное «Т». Получается «т-ррр». Главное, язык должен оставаться на верхнем небе напряжённый и в форме «чашечки». Таким образом резкий поток выдыхаемого воздуха создает вибрацию кончика языка и формирует нужный звук. При необходимости можете так же помочь ложечкой создать вибрацию на выдохе. Но обычно это не нужно.
Для лучшего эффекта и понимания, попробуйте проделать все это на себе. И упражнения и способы постановки звука. Так вам будет проще понимать и ощущать, что происходит у малыша и какие коррективы нужно вносить.
3 ЭТАП. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ВВЕДЕНИЕ В РЕЧЬ.
Это последний, но очень важный этап. Тут не стану расписывать подробно, потому что есть отдельная статья, в которой я подробно описала как нужно вводить в речь и автоматизировать звуки. С ней вы можете ознакомиться тут.
Это все возможно сделать самостоятельно при условии нормального слуха, правильного прикуса и отсутствие каких-либо скрытых патологических нарушений. А о них вам может сказать только специалист. Поэтому, еще раз скажу, не поленитесь и сходите на консультацию к логопеду, прежде чем самостоятельно что-то исправлять.
Подписывайтесь на канал что бы не пропустить полезную информацию. Делитесь этой статьей, ставьте лайки и комментируйте её. Вам не сложно, а мне поможет развивать канал и делиться полезной информацией с большим количеством людей. Спасибо!♥️
Другие публикации автора:
15 упражнений для мышц языка.
10 упражнений для губ и щек. Тренируем мышцы.
Автоматизация и введение в речь нового звука. Почему это важно?
А Вы знали, с каких слов надо начинать учить ребенка говорить?
Рубрика #бред в картинках. Алфавит по "картам таро"?