« Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления». Уэнделл Филлипс.
В последнее время в просторах интернета набирает обороты и обсуждение фильма «Зулейха открывает глаза». В подавляющем большинстве о фильме отзываются негативно. Я же хочу, по выражению Лукашенко, пойти против течения. И это притом, что посмотрев первую серию до середины, не смог смотреть дальше. Парадокс, скажете вы. Нет. Не смог не вовсе по тому, что он был плохо снят или актёры играли так себе. А наоборот. Слишком хорошо снят фильм и актёры, как в главных ролях, так и второстепенных играли безупречно. Всё дело в том, что для меня сценарий фильма стал возвращением в те суровые, трудные времена. Наверное, кто то, подумает, что я свихнулся, столько не живут. Я же в здравом уме и в те времена далёкие ни как не мог жить. Но я знал об этом времени со слов своей бабушки, рождённой в 1887 году. Кстати, её тоже звали Зулейха. Она рассказывала мне о революции, гражданской войне, раскулачивании и коллективизации. В отличие киношной Зулейхи, моя бабушка не была зажиточной. Её рано выдали замуж за человека намного старше. Дед оказался хотя и болезненным, но человеком суровых нравов. Как и многие женщины того времени бабушка родила много детей. Но тяжёлый труд, т. к. вся работа по хозяйству была на ней, сказывался на здоровье. Дети умирали в младенчестве. Из одиннадцати выжили только трое. Дед умер рано, и бабушка, в 40 лет осталась вдовой, и о замужестве думать не думала. Видимо то, что досталось при муже, хватило ей выше крыши. Тем более она, так же как в фильме ухаживала за слепой, но очень злой свекровью. Если бы бабушка попала под раскулачивание, я бы подумал, что сценарий снят по ней. Я же, прошедший все этапы революционного становления от октябрёнка, пионера и комсомольца, с некоторым скептицизмом относился к её рассказам о том, что и революцию делали не всегда чистые на руку люди, и красноармейцы были не так добры и дружелюбны как в фильмах «Чапаев», «Как закалялась сталь» и иже с ними. Да и о тех, кто попал под раскулачивание, она говорила ни как о кровопийцах, а работавших на износ людей. Т.е. всё нажитое ими, как правило, было действительно, непосильным трудом. Но те, кто был замечен в использовании наемной силы, автоматически попадали в разряд кулаков. Или вот эпизод из времён гражданской войны. Деревня, где они жили, в день несколько раз переходила из рук в руки. То красные, то белые. А было это в Башкирии, на границе с Оренбургской областью и Татарией. Когда в очередной раз красные заняли село, комсостав зашёл на чай к селянину. Во время чаепития самовар упал на командира. Тут же было решено, сжечь деревню. Только подошедшие белогвардейцы не дали свершится этому самосуду. Красноармейцы, со слов бабушки, в отличии от белых, были плохо одетые, неопрятные, злые. Забирали всё что было в подворье. Всё это он рассказывала спокойно, констатировала факты. А вот когда дело доходило до описания времён Великой Отечественной войны, она и близко не видавшая немцев говорила о них с нескрываемой злобой. Называя их по своему «мимич шайтан». Тем не менее, меня, комсомольца, трудно было в чём - то переубедить. Я больше верил Горькому, Островскому, не говоря уже, что был фанатиком Ленина, Сталина и всех революционеров. Уже позже мне посчастливилось несколько раз повстречаться и послушать бабушку моей жены. Судя по фильму, как раз она и по возрасту и по статусу походила на героиню фильма Зулейха. В 1970 годах, когда я с ней познакомился, ей было около 70 лет, и была она в здравом уме и ясной памяти. Из её рассказа следовало, что жили они не богато, но среди односельчан отличались достатком. У них был даже работник, из местных. В 30-е годы коллективизация и раскулачивание прошлись по её судьбе. Им дали несколько минут для того, чтобы собраться, так как дом конфисковали. Она на скорую руку собрала трёх детишек в возрасте от двух до шести лет, и их, на подводах увезли на станцию. Благо до неё было километров 30. Сколько времени их, в нечеловеческих условиях, везли в Сибирь, она не запомнила. Потеряла счёт дням. Но выгнали их из дома весной, а только под осень доставили по месту назначения. Говорила она и о бесчинствах конвоиров. По приезду на место муж скончался. Она же оказалась не кому не нужной. Какой с неё работник с тремя малыми детками. После нескольких дней мытарств ей дали вольную. И вот снова, не грамотная, деревенская, не знающая русского языка женщина с тремя детьми без денег и еды, почти полгода, на попутках добиралась до своей деревни. Бывший работник сжалился над ней и пустил к себе. Что мне бросилось в глаза, бабушка рассказывала всё это так же, без злобы. Лишь иногда прерывала свой рассказ, что бы вытереть слёзы, катившиеся из её ослепших от горя, и несчастий глаз. Я же, в то время уже идейный коммунист, слушал её и верил и не верил. Оправдывал это тем, что они были зажиточными. Имели дом покрытый железам, на них работал батрак. Поэтому в то время ни моя бабушка, ни бабушка моей жены не смогли разрушить мои идеалы. Это уже со временем я стал понимать, что нужно ли было всё это. Те баи и кулаки, по сравнению с нынешними богачами, просто рядом не стояли. А тут этот фильм, который вернул меня к рассказам очевидцев. Я ощутил себя участником тех событий. Бабушки, земля им пухом, не вешали мне лапшу на уши. Это делали совсем другие. Поэтому и смог я пересилить себя и посмотреть фильм до конца. Извините.