Найти тему
vuvu3ela

Ведьма Премудрая, или Всё наоборот!

Не кажется ли Вам странным, насколько часто в истории плюс меняется на минус, белое становится чёрным – и наоборот?

Ну например, жило-поживало себе Мировое Древо в языческой культуре и плод его был символом жизни, гармонии и познания истины (простейший пример – яблонька в русских сказках «Крошечка-Хаврошечка» и «Гуси-лебеди»). И вдруг ба-бах! Вкусили плод с райского древа – будьте прокляты, нечего запреты нарушать!

Столь же круто пострадала ведьма. «Умеющие слышать» понимают, что слово-то с явно положительным смыслом: образовано от глагола «ведать» - «знать» и «ма» - женщина. В санскрите и других индоевропейских языках много слов с корнем ved (знать) и vid («видеть» в значении «знать»). Получается, что ведьма (ведун, ведьмак) – это человек, обладающий определенными знаниями, недоступными большинству, дающими возможность понимать явления окружающего мира и оказывать на них влияние.

«В отдалённую эпоху язычества ведение понималось как чудесный дар, ниспосылаемый человеку свыше, оно по преимуществу заключалось в умении понимать таинственный язык обожествляемой природы, наблюдать и истолковывать её явления и приметы, молить и заклинать её стихийных деятелей», - писал незаслуженно забытый А. Афанасьев.

Учёный полагал: как языческие светоносные божества были превращены под влиянием христианства в демонов, так и ведьмы из служителей творческой силы природы превратились в носителей зла.

Уже много столетий ведьмы – жуть во мраке: насылают мор, порчу, неурожай, забирают молоко у коров и шерсть у овец. Малопривлекательное создание не заморачивается с выбором средств передвижения: метла, кочерга, петух, свинья – пойдёт! Форма проведения досуга - шабаш, где ведьма вместе с подружками проводит ритуалы поклонения дьяволу.

Но именно к ним всегда шли за исцелением и помощью: в арсенале в зависимости от уровня квалификации – и травки, и заговоры, и вода живая и мёртвая…

Злобными фуриями ведьмы стали лишь в христианскую эпоху! В язычестве понятия зла в персонифицированном образе дьявола или Сатаны не было: люди жили по законам природы, в которой гармонично сосуществовали и свет, и тьма. Примечательно, что на своих празднествах ведьмы поклоняются рогатому божеству – козлу, который во многих древних культурах символизирует плодородие, производительную силу Земли (так же, как бык и корова). Образ Рогатой Богини (позже Исиды и ряда других богинь Древнего Востока) в Африке возникает ещё в VII-VI тысячелетии до Рождества Христова. Ещё один образ-перевёртыш…

Обладая магическим знанием, ведьмы могут превращаться в живых существ и предметы, становиться невидимыми. Ну и кто теперь наши Василисы Прекрасные и Премудрые, скажите на милость? Ветры буйные им помогают, в лягушек и горлиц перевоплощаются по счёту раз! И при этом – положительные героини! Спасибо предкам, создали сказку - уникальный формат сохранения информации с потрясающей степенью защиты от изменений и невероятным «сроком годности»! Об истории такого, увы, не скажешь!

Но не все ведьмы соблюдают неписаные законы магии. У В. Даля находим: «Учёная ведьма хуже прирождённой». «Прирождённые» ведьмы, получившие дар по наследству, придерживаются принципа «не навреди», тогда как «учёные», прошедшие определённую школу, подобный «моральный кодекс» с лёгкостью игнорируют. Именно их в первую очередь можно назвать ворожеями (от «ворог» - «враг, вред, приворожить»).

Самым жутким периодом в истории ведьм стали Средние века. В XV столетии в Германии было опубликовано произведение Я.Шпренгера и Г.Крамера «Молот ведьм», означавшее официальное признание начала «охоты на ведьм». Жертвами репрессий стали тысячи людей всех возрастов, в основном женщин. Факторы риска – красота, рыжие волосы, зелёные глаза, леворукость (или просто соседке не нравишься). Причины очевидны: инквизиция искореняла язычество, патриархат боролся с матриархатом, да и вообще – должен же кто-то быть виноват в том, что в жизни всё совсем не так, как хочется, времена-то тяжёлые!

Кстати, хотя православие сделало всё, чтобы накрепко связать ведьм с тёмными силами, Русь «охоты на ведьм» избежала. Боролись силой веры: в XVII веке епископ Серапион Суздальский писал: «Чародеи и чародейки действуют силою бесовскою над теми, кто их боится, а кто веру твердую держит к Богу, над теми они не имеют власти». Уж лучше так, чем как в Европах…)